X

  • 07 Май
  • 2024 года
  • № 48
  • 5547

Не рой яму… в заповеднике

Многие из нынешних постоянных гостей музея-заповедника на озере Андреевском не подозревают, в каком плачевном виде он пребывал 10 лет назад.

Но шаг за шагом его приводили в порядок: руками самих работников музея и представителей общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Кедр».

— Возрождение нашей культуры в регионе неразрывно связано с берегом Андреевского озера, — говорит председатель «Кедра» Владимир Климов. — В начале двухтысячных годов стало подниматься наше национальное движение. Тогда же мы впервые провели в Тюмени старинный праздник Вороний день, со временем полюбившийся многим местным жителям вне зависимости от национальности. Мы даже не сомневались, где его праздновать — только на берегу озера Андреевского. Там, где в древности жили люди андрюшинской культуры — предки финоугров.

. Постепенно сотрудничество музея и «Кедра» становилось все теснее: разместилась на территории музея интерактивная зона, воссоздающая быт северных народов — тут избушка, там лабаз. С каждым годом добавляются к этой экспозиции все новые элементы: от небольшого подворья с курами и козами до всевозможных ловчих снастей, которыми пользуются хантыйские и ненецкие охотники по сей день. В планах завести оленей.

В общем, сплав археологии и этнографии не просто становится монолитным. Можно сказать, что археология в нем заметна все меньше. Гости из города приезжают, заинтересованные колоритом быта хантов, манси и ненцев. А выставка извлеченных из земли древностей «Из глубины веков» выглядит так же, как и во времена последних музейных работников с историческим образованием.

Да, нынче в археологическом музее-заповеднике трудятся специалисты из института культуры. Не удивительно, что некоторые завсегдатаи андреевского берега заметили это и начали роптать: мол, археологическое направление совсем забросили.

Как оказалось, музейщики и рады бы взять на работу историка или археолога, обновить выставку и сделать несколько реконструкций. Но прежде необходимо решить ключевой вопрос — вопрос безопасности федерального памятника.

— Даже вокруг парков вроде Гагаринского возведены ограждения, но заповедная территория музея. не обнесена забором! — говорит Климов. — Более того, кадастровый паспорт, на котором намечены поворотные точки, имеется, зато столбы в соответствующих местах не стоят. Пару лет назад была прокурорская проверка, и по ее итогам четко обозначено: памятники должны иметь выделенные границы — каждый разведанный могильник и курган. Но ничего для этого не делается. Принято считать, мол, если обозначить границы каждого памятника, так сразу появятся черные копатели. Да черные копатели со своими металлоискателями лучше нас знают, что и где искать! А вот неспециалист — турист или местный дачник — с первого взгляда могильник не определит. И может, например, развести костер. Или взять лопату, выкопать яму и зарыть в нее отходы: мусор, ботву какую-нибудь. Нарушителем может стать человек, который вовсе не хотел что-то нарушить. Просто он не видел ни забора, ничего.

Впрочем, не все нарушители так наивны. По словам Климова, дачники и туристы бывают прекрасно осведомлены о том, что местность вокруг — заповедная и ковырять ее нельзя даже носком ботинка. Но это не мешает им кататься на квадроциклах и снегоходах, устраивать пикники и копать червей в лесу.

— Много раз со мной лично такое было: подходишь к человеку и говоришь, мол, здесь костер жечь нельзя, мусор бросать нельзя. А он в ответ: «Ты кто такой, чтобы мне что-то запрещать? Здесь забора нет, значит, буду делать, что хочу!» Я даже на должность завхоза в музей устроился, чтобы иметь право гонять с территории таких вот любителей костры пожечь. Хорошо, когда приказом губернатора из-за пожароопасной ситуации запрещают в лесах отдыхать: когда мы на это ссылаемся, люди быстрее воспринимают, слушаются охотней.

По мнению Владимира Климова, главная проблема музея в том, что он «попал в створ между двумя ведомствами»: музейный комплекс Ивана Яковлевича Словцова (к которому относится и андреевский музей) — организация бюджетная, подчиняющаяся областному департаменту культуры. Но заповедная земля вокруг него — это, с одной стороны, ведомство комитета по охране памятников, с другой — все же закрепленная за департаментом территория. В общем, у семи нянек.

— Теперь в департаменте новый директор, может, он обратит на музей внимание? — с надеждой спрашивает Климов сам себя. — Просто обидно на это смотреть. Памятник федерального значения, да к тому же представляющий заселение нашего края в миниатюре: на берегу Андреевского озера люди жили с каменного века и до современности. Вы только представьте, какой показательный срез истории региона! Можно было бы столько сделать: превратить музей-заповедник в мощнейший туристический центр областной столицы. Все задатки для этого есть. Вот в Ялуторовске построили реконструкцию острога, она пользуется замечательной популярностью. А сколько реконструкций можно было поставить на Андреевском. От первобытных землянок до модели Андрюшина городка хантов и манси. Это вообще для многих — даже местных жителей — новость, что коренные народы жили не только в чумах, что они строили города; что ездили не только на оленях, но и на лошадях; что имели кузни и добывали пусть не богатую, но железную руду. Это ведь история нашего края. Причем в таком виде, в каком она будет понятна не только взрослым, но и детям.

. А пока администраторы решают, к чьей сфере ответственности относится кусок живой истории, остается лишь помечтать, что тюменцы и жители ближних населенных пунктов возьмут в свои руки его охрану от самих себя. Ведь есть же страны, где национальные памятники не нужно обносить железным забором — их и так никто не беспокоит.

***
фото: Музей-заповедник на озере Андреевском.;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта