X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

У театра — свои времена года

. И они не совпадают с теми, что придумала матушка-природа, утверждает мой собеседник, главный художник Тюменского драматического театра Алексей Паненков.

И даже лето с его внешней беззаботностью и извечно-сладкой мыслью «скоро в отпуск» властно становится в общий строй. «Отдыхаю мало и довольно редко, — признается Алексей Николаевич. — Как-то не люблю отдыхать. Просто люблю театр, свою работу. Очень редко отказываюсь от нового проекта — если только это уж совсем малоинтересно.»

Сейчас он увлечен совместной работой с Леонидом Окуневым в «Ангажементе» — постановкой «Женитьбы Бальзаминова». «Один из редких счастливых случаев, когда все придумываешь вместе с режиссером — пространство, костюмы. Конечно, помню хороший старый фильм с Eвгением Вициным в главной роли, иногда пересматриваю его. Для своего времени это была совершенно замечательная картина. Но у нас будет, разумеется, совершенно иная стилистика, нежели в фильме».

Как свидетельствует художник Паненков, каждый спектакль начинается так, «как будто ты ничего не делал до этого». С нуля, хотя в это и трудно поверить, беседуя с 53-летним мастером, перепробовавшим в своей профессии, кажется, все. Попутно я спросил и о мотивации: мол, не бывает ли пресыщения, ощущения, что «перекушал»? «Бывает», — просто ответил Алексей Николаевич. И продолжил: «Eсли это настоящая работа, то она обязательно высечет искру. Тут нет никаких клише, готовых лекал. Абсолютно! С возрастом, перечитывая вроде бы давно знакомую пьесу, нахожу в ней нечто новое. Вот это самое любопытное: берешь какую-то вещь и переводишь ее в иную смысловую плоскость. И если интересно тебе — значит, будет интересно и зрителю».

Выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, Паненков поставил свой первый спектакль в Тюмени в 1995-м. А в 1997-м был приглашен на должность главного художника. Почти двадцать лет в нашем городе — внушительный отрезок жизни. За это время он стал лауреатом ряда престижных фестивалей (например, международного «Золотого конька» и «Югорской театральной весны»).

«Не жалею и никогда не жалел, что пришел в тюменский театр. Здесь, по большому счету, я окончательно состоялся как сценограф, участвовал в самых разных постановках, перепробовал все жанры, все материалы. Был даже, в свое время, период здорового «хулиганства». Сейчас пыл немного поугас, но мне по-прежнему любопытно.

Много езжу по стране. Расширение такой географии зависит, прежде всего, от режиссера — это он, как паровоз, вывозит тебя в какое-то другое театральное действо. К примеру, очень нравится сотрудничать с Новосибирским театром музыкальной комедии. В этом же городе поработал над спектаклем в театре «Красный факел». В ростовском ТЮЗе пофантазировали над сказкой «Пеппи Длинныйчулок». Все это, как вы понимаете, — без ущерба для нашего театра.

Бывают плохие совпадения (две работы в одно и то же время в двух разных местах). Тут либо отказываешься, либо пытаешься усидеть на двух стульях. Обидно терять хороший проект и приходится напрягаться. И не думать ни о какой пощаде для самого себя. Работа с перерывом на сон. Eще бы в окно успеть посмотреть (смеется), чтобы знать, что надеть, и брать ли зонт.

Чем хорош театр? Здесь каждый день — разный. Разные города, режиссеры, пьесы. И долго хандрить в этой изумительной реальности просто нельзя. Отрываешь себя от стула — и на самолет. И если представить это некоей дорогой, то она может, фигурально выражаясь, растворяться где-то в лесу, исчезать — но непременно снова возникает перед глазами. И ты, благодарный, возвращаешься на нее с легким сердцем. Я не устаю от театра!»

После такого искреннего монолога мой вопрос о мотивации как-то потух и робко удалился со сцены. А явился другой: как Алексей Николаевич восстанавливает и пополняет силы? «Два или три раза в неделю хожу в тренажерный зал. Плаваю в бассейне. Подтягиваюсь, отжимаюсь. Наконец, просто гуляю. Утром из дома в театр — это хорошая разминка!» … Да, к вопросу о временах года. В дождливую пятницу Алексей Николаевич пришел к нам без зонтика, не обращая внимания на капли с неба. Все-таки хорошо жить в двух параллельных мирах!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта