X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Тюменские дивизии и бригады

Окончание. Начало в N 79

В окружении под Харьковом

Для наступательных операций Красной армии в глубоком тылу формировались новые соединения, которым присваивались номера разгромленных в оборонительных сражениях советских дивизий. Так сформированная в январе-марте 1942 года стрелковая дивизия получила в наследство номер 175-й дивизии, погибшей в сентябре 1941 года под Киевом. И разделила незавидную и горькую судьбу своей предшественницы.

Новая тюменская дивизия вошла в мае 1942-го в состав 28-й армии Юго-Западного фронта, которой предстояло освободить Харьков, оккупированный немецко-фашистскими войсками. Однако из-за просчетов советского командования здесь в окружение попали 15 стрелковых и 6 кавалерийских дивизий, 2 танковых корпуса, 5 отдельных танковых бригад, артиллерийские, инженерные части и различные вспомогательные подразделения. Погибли или попали в плен 270476 бойцов и командиров; немцами уничтожено и захвачено 2026 орудий, 1249 танков и 540 самолетов. Из 11487 воинов 175-й стрелковой дивизии уцелели лишь 353. Командир дивизии 49-летний генерал- майор Александр Кулешов также попал в плен и погиб в концлагере в 1944 году.

За ошибки бездарных и безвольных военачальников (способных и самостоятельных расстреляли в 1937-1938 годах) позор военного поражения испытали пленные.

«… Из Харькова, — вспоминал уроженец с. Нижний Манай Ново-Заимского района Тюменской области, командир взвода 728-го стрелкового полка 175-й стрелковой дивизии лейтенант Алексей Копейкин, — нас отправили в офицерском эшелоне в пересыльный лагерь во Владимир-Волынский. В вагоне было 50 офицеров. Двое бежали, но их поймали с собаками и закололи штыками. В дороге нам выдали на пятерых 500 граммов хлеба и по ложке кислой капусты. В лагере по списку было около 17 тысяч пленных офицеров (мне присвоили номер — 15120), но из-за смертности от голода осталось только три тысячи. Потом был лагерь в польском городе Ченстохов, где нас опросили, зарегистрировали, сфотографировали и отобрали кожаную обувь. В таком виде — босых, совершенно истощенных — привезли в Нюрнберг и прогнали по улицам города к лагерю военнопленных. Кто от голода не мог идти, того мы несли на руках.»

После военных успехов в Крыму на Волхове и под Харьковом Гитлер был убежден в окончательном разгроме Красной армии. Он просчитался.

В феврале 1943 года на Урале в третий раз возникла 175-я стрелковая дивизия. Она вошла в состав 70-й армии, которой командовал уроженец с Мокроусовского Ялуторовского уезда Тобольской губернии генерал-майор Герман Тарасов. Дивизия участвовала в Курской битве, громила врага в Белоруссии, освобождала Варшаву и штурмовала Берлин. Войну закончила как 175-я стрелковая Уральско-Ковельская Краснознаменная ордена Кутузова 3 ст. дивизия.

Сталин не забыл глумления над пленными советскими офицерами в Нюрнберге — партийной столице нацистской Германии. Через два года, в августе 1944-го, он приказал провести по улицам Москвы генералов, офицеров и солдат вермахта, окруженных и взятых в плен под Витебском, Бобруйском и Минском. Пленных немцев не разули, не раздели и даже сохранили воинские знаки отличия — победители проявили великодушие.

Гибель 175-й стрелковой дивизии тюменского формирования была отомщена. Но память о ней забылась. Понятны чувства ветеранов этого соединения.

Копейкин: «Обидно, что о воинах нашей дивизии никто в Тюмени не вспоминал, как о тех суровых и жестоких событиях, что выпали на нашу долю».

Зоя Рыбкина (Устюжанина): «Перед войной я окончила в Тюмени медицинское училище. Медсанбат 175-й дивизии формировался в здании старой типографии на улице Первомайской. В марте сорок второго года нас отправили на фронт под Харьков. Бои там шли упорные. В силу сложившихся обстоятельств медсанбат, как и вся дивизия, попал в окружение. Кто уцелел и не попал в плен, отошел на Дон . Мне дорого имя 175-й стрелковой дивизии. С ней мы пережили горечь отступления, потери близких однополчан, лишения, муки и страх. Но это лучшие годы моей жизни. Это — моя молодость».

В 2006 году в память о тюменской дивизии, погибшей в мае 1942 года в окружении под Харьковом, на здании по улице Челюскинцев (сейчас здесь призывной пункт военкомата Центрального и Калининского округов) установлена мемориальная доска.

Баня на колесах

Эта войсковая часть Главного военно-санитарного управления Красной армии была сформирована в Тюмени в феврале 1942 года как 38-й Банно-дезинфекционный поезд. Eго основное предназначение заключалось в «санитарно-гигиеническом и противоэпидемическом обеспечении действующей армии».

Баню на колесах строили всем тюменским миром: мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, ДОК «Красный Октябрь» поставил банную мебель. Артель «Бытовик» передала два парикмахерских набора, а горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, 1000 книг, пианино, два баяна и комплект струнных инструментов.

Железнодорожный состав 38-го БДП насчитывал десять вагонов, в том числе вагон-цистерну, вагон-парильню и душевую, вагон- раздевалку, дезинфекционную камеру и клубное помещение, где можно было отдохнуть, почитать книги и газеты, послушать музыку, вспомнить далекий дом, родных и близких людей.

14 февраля 1942 года 38-й БДП направлен из Тюмени «в подчинение Военно-санитарного управления Западного фронта». Железнодорожный состав вел старший машинист тюменского паровозного депо Иван Саадаков.

С марта по октябрь 1942 года 38-й БДП маневрировал в прифронтовой полосе 16-й армии и стал своеобразным талисманом- оберегом для командарма-16 генерал-майора Константина Рокоссовского. После тяжелого ранения с обильным кровотечением в марте 1942-го на станции Угрешская (осколок от разорвавшейся бомбы попал в спину) его перенесли в рядом стоящий тюменский поезд-баню, где перевязали и переодели.

С тех пор 38-й БДП сопровождал прославленного полководца по всем фронтам через Сталинград, Курск, Варшаву, до самой Победы. Расформирован на основании директивы Генштаба Красной армии от 17.11.1945 года. По официальным данным, через его парилку, помывочные вагоны и дезкамеру «прошли около миллиона военнослужащих переднего края обороны, а также пополнение и военнопленные». Включая капитулировавшего в Сталинграде генерал-фельдмаршала Паулюса.

Боевой формуляр 38-го БДП и книга отзывов с записью маршала Рокоссовского не сохранились. Не уцелели и специализированные вагоны поезда-бани. И только поставленный в Тюмени на постамент паровоз ФЭД напомнит о вкладе тюменских железнодорожников и горожан в общую победу над немецко-фашистскими захватчиками.

Курсантские бригады

В мобилизационных документах Генштаба эти соединения помечали литерой «К». Северо-Кавказский военный округ отправил на фронт шесть курсантских бригад, Средне-Азиатский — семь, Харьковский — четыре, Уральский и Сибирский — по пять. Больше других — десять — дал Приволжский военный округ. Итого: тридцать семь соединений, от четырех до шести тысяч курсантов военно-пехотных и артиллерийских училищ в каждом.

В Омске (в Омскую область входили тогда Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) размещались училища: военно-пехотное имени Фрунзе, военно-авиационное летчиков, военно-интендантское, зенитной артиллерии, военно-медицинское имени Щорса, зенитно-прожекторское, 2-е военно-пехотное, Камышлинское (а с 1943-го Омское) танковое.

В Тюмени военно-пехотное училище было развернуто в ноябре 1939 года на базе прибывшей в наш город после войны с японцами на Халхин-Голе 5-й стрелково-пулеметной бригады. Среди первых курсантов — 600 участников боестолкновений на дальневосточных границах, из них свыше 300 награждены орденами и медалями.

Первый выпуск молодых лейтенантов состоялся 15 июня 1941 года — не все успели добраться до своих частей. Второй выпуск 30 июня ушел под Киев и Вязьму — погиб в окружениях сентября- октября 1941-го, а третий 17 ноября — под Москву.

20 августа 1941 года Тюмень приняла еще одно военно-пехотное училище, сформированное в сентябре-декабре 1940-го в Таллинне. По пути в Сибирь оно недолго задержалось в Славгороде Алтайского и даже называлось Славгородским, а по прибытии в Тюмень стало 2-м Тюменским.

Когда в Тюмени 17 марта 1942 года открыли еще одно, третье по счету ВПУ, то им установили такие наименования: 1-е Тюменское (расформировано в мае 1946-го), 2-е Тюменское (прекратило свое существование 24 октября 1945-го) и Таллиннское, переименованное 14 декабря 1945 года в Западно-Сибирское военно-пехотное училище (сейчас это Тюменское высшее военно-инженерное командное училище).

За всю войну, кроме обязательных офицерских выпусков (около 9 тысяч командиров стрелковых взводов и пулеметных рот), тюменские военно-пехотные училища отправили на передовую более 10 тысяч недоучившихся и не получивших лейтенантских званий курсантов. На самые гибельные участки фронта: зимой 1941-го под Москву (46-я, 47-я, 49-я, 50-я курсантские стрелковые бригады, на базе которых в 1942-1943 годах были развернуты 319-я, 70-я, 208-я и 111-я стрелковые дивизии). Летом 1942 года тюменские курсанты ушли под Ржев в 215-ю стрелковую дивизию, ставшую 215-й стрелковой Смоленской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизией. Когда весной 1943 года под Харьковом — в очередной раз страшно качнулись весы военного противостояния, то спасать положение на танко-опасные направления вновь отправили 17-летних курсантов.

Им посвятил свое пронзительной силы стихотворение популярный актер, поэт и журналист Юрий Визбор:

В седом лесу под Юхновом лежат густые тени.

И ели, как свидетели, безмолвные, стоят.

А в роте, в снег зарывшейся, Ванюша из Тюмени —

Eдинственный оставшийся нераненый солдат.

А поле очень ровное за лесом начиналось.

Там немцы шли атакою и танки впереди.

Для них война короткая как будто бы кончалась,

Но кто-то бил из ельника, один, совсем один.

Он кончил школу среднюю, зачитывался Грином.

Вчера сидел за партою, сегодня — первый бой.

Eдинственный оставшийся с горячим карабином,

С короткой биографией, с великою судьбой.

Когда же вы в молчании склонитесь на колени

К солдату неизвестному, к бессмертному огню,

То вспомните, пожалуйста, Ванюшу из Тюмени,

Который пал за Родину под Юхновом в бою.

Последняя мобилизация

13 сентября 1944 года первые секретари Алтайского и Красноярского крайкомов, Омского, Новосибирского и Тюменского обкомов ВКП(б) получили письмо командующего войсками СибВО генерал-лейтенанта Курдюмова. «Борьба за изыскание людских ресурсов при наличии большого недостатка рабочей силы в народном хозяйстве приобретает в настоящее время исключительно серьезное значение. Военный совет округа не может отказаться от мобилизации людских ресурсов для фронта или сократить наряды.»

Тогда Тюменский облвоенкомат выскреб все мобилизационные сусеки, заняв 1-е место в СибВО: «мобилизовано и направлено в войска 8833 человека 1926-1927 годов рождения, включая имеющих рост ниже 150 см, но более 145 см — 364». Тогда же прошли приписку к призывным пунктам 16-летние пацаны 1928 года рождения. Но осенью 1945-го они не призывались и на фронт не попали. Кровавая, жестокая и безжалостная война закончилась.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта