X

  • 24 Май
  • 2024 года
  • № 55
  • 5554

Солдаты последнего дня

От автора. Конечно, в названии очерка есть некоторая условность. Строго говоря, сражение за Берлин, штурм рейхстага не были последними днями Великой Отечественной войны.

Eще рвался к Берлину в последней надежде переломить ход войны генерал Венк со своей 12-й армией, которая пыталась окружить войска Жукова и Конева, сомкнувшиеся вокруг Берлина. Eще предстоял бросок через горы к Праге. Но судьба войны была окончательно решена здесь. И знаменем Победы было названо красное полотнище, поднятое над рейхстагом.

Да, о последнем дне, точнее, о последних днях берлинского штурма написаны тома. И участниками этих боев — рядовыми и генералами, и свидетелями — историками и политиками. Сняты кинофильмы, на каждом историческом повороте свои. Мы же позволим себе добавить к этой истории несколько штрихов. Журналистская судьба в свое время подарила мне встречи с непосредственными участниками тех незабываемых и незабытых событий. А недавно стали доступны уникальные документы, написанные именно в тех дни, непосредственно в окопах и под огнем. Так рассказывал мне в свое время руководитель Ленинского райвоенкомата в Тюмени Николай Конышев. Он «в период боевых действий на подступах к гор. Берлин, находясь в боевых подразделениях,.. своевременно оформлял наградной материал на отличившихся в боях бойцов и офицеров». Николай Конышев был гвардии старшим сержантом, старшим писарем отдела кадров 39-й гв. стрелковой Барвенковской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии.

О чем рассказала старая фотография

Но сначала хотелось бы рассказать историю одной фотографии, самой, по-моему, знаменитой и одновременно самой неизвестной.

Знаменитая, потому что она -единственная в своем роде, запечатлела группу солдат и командиров, вышедших из стен рейхстага, где только что стихли выстрелы и взрывы гранат. Это видно по носкам сапог, выбеленных отбитой от стен штукатуркой. Все другие «рейхстаговские» снимки, в том числе и фото, где какой-то солдат прикрепляет знамя к конной статуе на крыше рейхстага, сделаны позже.

Неизвестная — потому что автор, сделавший эту карточку, неведом. И никто не знает, откуда начался путь этого снимка по газетам и журналам.

Мне повезло. Весной 1970 года Альбина Ракова, сотрудница тюменского краеведческого музея, который весь тогда умещался в здании бывшей городской Думы, показала фотокарточку, что только что привезла из села Килки под Тюменью. На стандартном фото шесть на девять стоят пятеро военных и спокойно смотрят в объектив.

Ракова разрешила мне переснять фотографию. И мы опубликовали ее в газете «Тюменский комсомолец» в мае того же года. Высокий пожилой капитан, изображенный на фотографии, и был уроженец села Килки Василий Иванович Ярунов. Заместитель командира первого стрелкового батальона 756-го полка 150-й стрелковой дивизии. Участник штурма рейхстага.

Тюменец Дмитрий Васильевич Юдин, который в те же годы начал всерьез заниматься военной историей, тоже воевал в этой дивизии. Но до Берлина не дошел, был тяжело ранен под Ригой. Он год за годом собирал историю соединения, в том числе пытался узнать и судьбу таинственного снимка.

«… Меня интересует эта фотография, — писал он Кузьме Гусеву (на снимке слева, с трубкой) в марте 1980 года. — Может быть, расскажете, как вы фотографировались? Что вы знаете о В.И. Ярунове как об участнике штурма рейхстага?»

«… Фотоснимок сделан на ступеньках центрального входа в рейхстаг ранним утром 2 мая 1945 года, — отвечал Гусев. — Завершив разгром фашистов внутри рейхстага, группа нашего батальона выходит из рейхстага на свежий воздух. В.И. Ярунов и Н.Н. Козлов ворвались в рейхстаг с первой штурмовой группой бойцов и командиров. Оба они были героями боя в рейхстаге».

«… Фото, о котором вы говорите, сделано 2 мая 1945 г., как только закончились бои в рейхстаге, -писал Юдину другой персонаж фотоснимка, агитатор политотдела дивизии Исаак Матвеев, он стоит справа, в фуражке. — Кто снимал, не знаю. Эту фотографию я впервые увидел в 1961 году у писателя Субботина. До тех пор не знал, что такая вещь существует. Кстати, в те же дни — 3-4 мая -были сделаны еще несколько снимков. И тоже я не помню автора…», — сокрушался Матвеев.

А мы в 1970 году и не знали всех, кто на карточке. Тем более не знали о них ничего.

На снимке пятеро. Старший лейтенант Гусев. Капитан Ярунов. Старший лейтенант Козлов. Капитан Матвеев, агитатор политотдела дивизии. Впереди с автоматом и перевязанной головой — младший сержант Петр Щербина.

В принципе нас с вами должен интересовать Василий Иванович Ярунов, наш земляк. Но все они служили вместе. Вместе ворвались в рейхстаг, вместе были готовы победить или погибнуть в своем последнем в этой войне бою. Поэтому рассказывать только об одном, оставив в забвении остальных, — несправедливо.

Фотография, о которой мы начали свой рассказ, принадлежала Ярунову, и он в этом рассказе как бы хозяин, а остальные четверо — его гости. Так что с гостей и начнем.

Щербина

Младший сержант Щербина родился в Запорожской области. Когда началась война, ему было 15. Осенью 1943 года Красная армия освободила Левобережную Украину и вышла к Днепру. 29 октября семнадцатилетний Петр уже стал красноармейцем. К Берлину он пришел младшим сержантом, командиром стрелкового отделения 756-го полка. Наград не имеет. В первый раз ранен в рейхстаге, в тот самый день, когда был сделан снимок, — 2 мая 1945 г.

«… в уличных боях Берлина и овладении главным зданием рейхстага тов. Щербина проявил образцы личной отваги и мужества, смело водил отделение в атаку. При атаке здания Гиммлера 29.4.45 тов. Щербина первым ворвался в здание, гранатами и огнем уничтожил шесть немцев и семь взял в плен. При штурме рейхстага он так же в числе первых ворвался в здание. В течение двух суток продолжал упорно отражать контратаки противника, невзирая на пылающее здание…» (из наградного листа от 19 мая 1945 года).

В этом наградном листе о Щербине сказано не все. Василий Субботин, корреспондент дивизионной газеты «Воин Родины», написал, что когда «в ходе стремительной атаки от дома Гиммлера к рейхстагу был убит знаменосец Петр Пятницкий, выпавший из его рук флаг поднял Петр Щербина»,.. что «… отделение Щербины первым достигло рейхстага»,.. что » когда Eгоров и Кантария (бойцы, установившие знамя номер 5 на крыше рейхстага, — Р.Г.) искали путь наверх, на крышу, Щербина со своими бойцами охранял их с тыла».

Младший сержант Щербина был награжден орденом Красного знамени на той же площади перед рейхстагом.

Автоматчик Петр Щербина стоит в центре снимка, как «человек с ружьем», как представитель той силы, которая и взяла рейхстаг. Старший лейтенант Гусев и капитан Матвеев встали по бокам как ассистенты знаменосца. Тем более что Щербина и был одним из знаменосцев Победы.

Гусев

Старший лейтенант Кузьма Гусев, командир стрелковой роты 756-го полка. В армии с 1940 года, на фронтах Отечественной войны — с 8 июля 1941-го. В Берлине, или, как написано в наградном листе, «в берлоге фашизма», роте Гусева было приказано форсировать водную преграду — канал Берлин-Шпандауэр.

Впрочем, чтобы показать накал и рискованность тех дней, самоотверженность бойцов, которым не просто хотелось вбить, как говорится, осиновый кол в могилу этого фашистского безумия, которое захлестнуло Eвропу и едва не захлестнуло мир, но и покончить, наконец, с осточертевшей войной, чтоб рассказать о последних днях Отечественной, вовсе не нужно журналистское перо. Достаточно процитировать наградные листы, заполненные под рев осадных орудий и треск автоматных очередей.

«… противник, яростно сопротивляясь, обрушил лавину огня на место переправы. Кругом высоко вздымались столбы воды, от разрывов снарядов волной был опрокинут плот тов. Гусева. Не растерявшись, он вплавь достиг вражеского берега и с группой бойцов блокировал 4-этажный дом, превращенный немцами в опорный пункт с мощной огневой системой, откуда яростно били немецкие пулеметы… Благодаря личному мужеству и геройству тов. Гусева опорный пункт был уничтожен и дана возможность переправиться всему батальону с незначительными потерями…»

Забегая вперед, скажем: это был тот самый первый батальон капитана Неустроева, который, собственно, и первым ворвался в рейхстаг, и водрузил над ним знамя Победы.

Отважный комроты был представлен к званию Героя Советского Союза. Но… 3 мая на той же площади перед рейхстагом ему был вручен орден Красного знамени.

Матвеев

… Капитан, в шинели и парадной фуражке, что стоит слева от Петра Щербины (на снимке он -справа), был сотрудником политотдела дивизии. Eго официальная должность называлась совершенно не по-боевому: агитатор. Многократно руганная, особенно в новое время. Да и раньше перед ним лично боевых задач не ставили, за языком в тыл врага не посылали, грубо говоря, он отвечал за «боевой дух» солдат. Но в эти два или три дня, которые вместили в себя штурм рейхстага, ожесточенные схватки в его горящих коридорах и кабинетах, и, наконец, капитуляцию его гарнизона, капитан Матвеев был единственным офицером «из дивизии» в простреливаемых, смертельно опасных лабиринтах. И, знаете, он там очень пригодился. Правда, дивизионные хронисты пошучивали, что пригодился не столько сам Матвеев, сколько его новенькая фуражка с малиновым околышем.

Когда зашла речь о сдаче гарнизона, эсэсовцы запросили парламентеров. И пожелали разговаривать не меньше, чем с полковником. Таковых среди атакующих не оказалось. Три капитана: комбат Неустроев, замкомбата Ярунов и агитатор Матвеев. Остальные — лейтенанты, сержанты, в прострелянных шинелях, в пороховом дыму, в известковой и кирпичной пыли. Короче, парламентером отправили замполита батальона лейтенанта Береста, спрятав его погоны под кожаной курткой и водрузив на голову парадную фуражку Матвеева. Парламентские переговоры не задались, вскоре гитлеровцы были рады и тому, что их капитуляцию принял комвзвода Сьянов, сержант.

А что сам Матвеев? «… в боях по отражению контратак противника показал себя смелым и решительным офицером Красной армии, благодаря чему возглавляемая им группа бойцов и офицеров сумела организовать и отразить контратаки противника, заняв при этом несколько населенных пунктов…» (из наградного листа от 14.02.45 о представлении к ордену Красной звезды).

За Берлин (и, видимо, за рейхстаг тоже) уже майор Исаак Матвеев получил орден Отечественной войны 2 ст.

Продолжение следует.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта