X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

Тюменские дивизии и бригады

Когда-то эта улица в Тюмени называлась Солдатской. Здесь у выхода на Сибирский тракт находилось деревянное двухэтажное здание военного присутствия, ставшее после сентября 1919 года военным комиссариатом. Отсюда в Великую Отечественную войну ушли на фронт свыше 15 тысяч жителей (из 73 по переписи 1939 года). Более семи тысяч обратно не возвратились…

За Тихвин и Ленинград

Первой вступила в бой с немецко-фашистскими захватчиками 65-я стрелковая дивизия, сформированная в Тюмени еще в 1931-1932 годах. Штаб размещался в двухэтажном доме на улице Республики, 3 (сейчас в нем кожно-венерологическая больница), а казармы стрелкового полка — в бывшем гостином дворе (в настоящее время там облвоенкомат). Другие подразделения дислоцировались в Камышлове, Ялуторовске и Ишиме.

По мобильности, маневренности и способности совершать длительные марши тюменская дивизия считалась передовой в Уральском военном округе.

Однако сталинский террор 1937 года против командного состава Красной армии не обошел это соединение стороной. Расстреляли командира 65-й стрелковой дивизии комбрига Григория Гаврюшенко, награжденного в Гражданскую войну орденом Красного Знамени, его заместителя полковника Леонида Белозерова-Гладышева, других командиров полкового и батальонного звена.

Летом 1939 года в связи с военными действиями против японцев на реке Халхин-Гол в Монголии ослабленную репрессиями тюменскую дивизию передислоцировали в Забайкалье, на станцию Борзя. Через год ее возглавил выпускник военной академии имени Фрунзе майор Петр Кошевой. Будущий маршал и дважды Герой Советского Союза.

В самые трудные дни обороны Москвы он получил приказ скрытно выдвинуться на московское направление. По пути на запад стрелковые полки и танковый батальон дивизии прошли 7 ноября 1941 года торжественным маршем на военном параде в Куйбышеве, куда уже было эвакуировано советское правительство во главе с Калининым и Ворошиловым.

Захват гитлеровцами Тихвина изменил маршрут движения дивизии к фронту. Ленинград лишался последнего сообщения со страной через Ладогу и попадал в двойное кольцо блокады. Гитлер, выступая в Мюнхене 8 ноября — в день оставления советскими войсками Тихвина, утверждал: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто не освободится, никто не прорвется через наши линии — Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

Тихвин нужно было отбить у врага во что бы то ни стало, и 9 декабря сибиряки ворвались в город. За освобождение Тихвина 65-ю стрелковую дивизию наградили орденом Красного Знамени.

После полного снятия блокады Ленинграда тюменская дивизия участвовала в боях на Карельском фронте.

В последующем 65-я стрелковая дивизия в составе 19-й армии 2-го Белорусского фронта успешно действовала в Восточной Пруссии. Войну закончила как 102-я гвардейская стрелковая Новгородско-Померанская Краснознаменная орденов Суворова и Красной Звезды дивизия.

На Оштинском рубеже

Телеграмма N 2206 наркома обороны СССР маршала Тимошенко поступила в военкоматы в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Омский облвоенкомат распорядился сформировать из военнообязанных Тюмени и прилегающих к ней районов, «родившихся с 1905 по 1918 год включительно», 368-ю стрелковую дивизию (те, кто родился в 1919-1922 годы, уже служили по призыву в армии, на флоте или в войсках НКВД).

Штат стрелковой дивизии того времени достигал четырнадцати тысяч человек: три стрелковых и два артиллерийских полка, противотанковый и зенитно-артиллерийский дивизионы, отдельные батальоны: разведывательный, саперный, связи, медико-санитарный, учебный, и тыловые части: пекарня, прачечная, обоз.

Дивизию возглавил полковник Федор Осташенко (1869-1976), ставший впоследствии Героем Советского Союза (28.4.1944 за форсирование реки Тисса в Словакии) и генерал-лейтенантом. Штаб находился на улице Володарского, в доме N 20.

В октябре-ноябре 1941 года, когда немцы стояли у стен Москвы, а Ленинград задыхался в кольце блокады, сформированная в Тюмени 368-я стрелковая дивизия в количестве 7829 человек отправилась на войну. Задача: остановить наступление союзников Германии -финских войск, захвативших южную Карелию и город Петрозаводск, форсировавших реку Свирь и рвавшихся на соединение с немцами. Финнам оставалось пройти всего 125 км, и замкнулось бы второе кольцо вокруг Ленинграда, и всякая связь с ним, кроме воздушной, была бы потеряна.

Тюменцы спешили: разгрузившись на станции Нямдома Северной железной дороги, они совершили 340-километровый пеший марш с полной выкладкой через снежные заносы в мороз и вьюгу до города Вытегра на юго-восточном побережье Онежского озера.

Здесь на Оштинском рубеже, по левому берегу реки Ошта, между озерами Онежским и Ладожским было остановлено финское наступление.

26 марта 1944 года в тюменской газете «Красное знамя» было опубликовано письмо воинов 368-й стрелковой дивизии. Наш фронтовой поэт Анатолий Абрамов из Тюмени в своем стихотворении ярко выразил наши чувства и настроение, — писали бойцы.

… Шумел январский ветер злой,

С дороги снег мети;

Товарищ, нам сегодня в бой,

В смертельный бой идти.

Идя в сраженье, присягнем

У знамени с тобой,

Что мы с победою придем

В тюменский дом родной.

Ценой больших потерь 368-я стрелковая дивизия прорвала 20 июня 1944 года оборону противника и, форсировав Свирь, вступила в Петрозаводск. 2 июля дивизию наградили орденом Красного Знамени. После выхода из войны Финляндии тюменцы участвовали в освобождении района Петсамо (Печенги) и Северной Норвегии.

До Дня Победы, до Берлина.

Мы с ним вернемся в отчий дом,

И встретит мать с любовью сына.

И если дома у огня,

Бои и грозы вспоминая,

«Откуда?» — спросит мать меня,

Скажу: «Из Печенгской, родная!»

Истребители танков

Убедившись в эффективности использования против немецких танков артиллерийских орудий среднего калибра, Ставка Верховного главнокомандования решила сформировать в Тюмени 4-ю истребительную противотанковую дивизию. Как вспоминал военврач этого соединения капитан медицинской службы Григорий Лесин, эта дивизия состояла из трех стрелковых бригад, в каждой из которых было три батальона истребителей танков. «… Части дивизии формировались в разных районах Тюмени, а штаб формирования располагался в большом каменном двухэтажном здании, принадлежавшем до революции местному купцу-толстосуму Текутьеву. Мне приходилось мотаться по отдаленным местам Тюмени, при этом еще выкраивать время для того, чтобы в городской больнице, построенной тем же Текутьевым, отрабатывать методику хирургического вмешательства…»

Однако для формирования полноценного соединения в Тюмени не хватило ни людских, ни материально-технических ресурсов.

«… После недолгого пребывания в Тюмени, — продолжал ветеран войны Лесин, — нас погрузили в эшелоны и по зеленой улице, фактически без остановок отправили на запад. За считанные дни мы добрались до Москвы и выгрузились в Алабино. Затем, в связи с тяжелой обстановкой на фронтах всех, кого мобилизовали на Урале и в Сибири, разделили на две — на 6-ю и 7-ю истребительно-противотанковые бригады. Через некоторое время направили в южном направлении. Мы думали — под Сталинград…»

Тюменские ИПТАБр отличились в Курской битве и были преобразованы в гвардейские: соответственно в 10-ю и 9-ю. Участвовали в освобождении Украины, Польши, Венгрии и Чехословакии. В боях на левом берегу реки Одер в районе северо-западнее г. Ополе (Польша) отличился гвардии капитан 10-й ИПТАБр капитан Геннадий Кузенко, кончивший перед направлением в Тюмень ускоренный курс Ростовского военного артиллерийского училища, эвакуированного в Туринск. Eго батарея более четырех часов отражала танковые атаки противника. 10 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Окончание следует.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта