X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Острая тема для комфортной жизни

Eсли попросить горожан оценить жилищно-коммунальное хозяйство, вряд ли они поставят больше троечки. И вступят в противоречие со статистикой. Динамика развития отрасли в 2015 году во многом положительная.

— Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой технически сложную систему, оказывающую влияние на все стороны жизни общества, — сказал Владимир Кильтау, директор департамента городского хозяйства, открывая отраслевое совещание по подведению итогов деятельности отрасли в 2015 году. — Это сфера экономики, от которой зависит комфортность проживания каждого. Сегодня она требует новых разработок и технологий, внедрения умных онлайн-технологий. Необходимо, чтобы жилищно-коммунальные структуры не только нагружали жителей объемами услуг, но и повышали качество их предоставления, сокращали затраты, потери, издержки.

Активность как главный двигатель

Отчитываясь о работе, структуры разных рангов все чаще упоминают «человеческий фактор». Не только в негативном контексте. Скорее, наоборот, — в позитивном. Открытость, публичность и прозрачность стали терминами, которые применяют в любой сфере: бюджетной, социальной, коммунальной. В них — не только доступность цифр отчетности, но и самостоятельность граждан в принятии решений.

— Один из важных итогов прошлого года — рост активности жителей, — считает Владимир Кильтау. — Горожане становятся не только потребителями коммунальных услуг, а полноценными хозяевами своих домов.

Первым шагом на пути к этой активности стал выбор способа управления многоквартирным домом. Совсем недавно жители не понимали, зачем им это нужно. Столько лет жили с ЖЭКами и ЖЭУ — зачем переходить к управляющим компаниям и ТСЖ? Сейчас многоквартирных домов без выбранного способа управления почти не осталось (в 2013 году еще не определившихся было 24 процента). Самыми востребованными оказались управляющие компании, они обслуживают 2357 городских многоэтажек. 326 домов выбрали ТСЖ и 55 — ЖСК.

Второй шаг — создание советов многоквартирных домов. Созвать на общее собрание в одном месте и в одно время необходимое для принятия решения число жильцов, получить от них большинство голосов — иногда неразрешимая задача. Почти треть домов (927 из 3222) так и не смогли с ней справиться. Зато отказников из принципиальных соображений — не так много, чуть больше двух десятков.

Но создать совет дома — не значит активно работать и грамотно управлять. Это уровень, который достигается не сразу. Но там, где советы создавались не формально, они немало полезного сделали для жильцов: определили плату за отдельные жилищные услуги, выбрали способ внесения денег в фонд капитального ремонта, внесли предложения в проекты по благоустройству дворовых территорий.

Легко ли быть координатором?

В прошлом году в системе организации работ по капитальному ремонту жилищного фонда города кардинально изменилась расстановка сил. Департамент городского хозяйства — теперь лишь координатор этого процесса. Хотя еще в прошлом году организаторские функции у него оставались — надо было завершить выборочные капитальные ремонты домов, начатые в 2014 году. Таких переходящих объектов было десять.

В 2015 году впервые жителям предложили не просто принять, но и согласовать перечень работ по капитальному ремонту, размер ежемесячной оплаты. Для большей оперативности на сайте администрации города на портале «Тюмень — наш дом» разместили график проведения общих собраний многоквартирных домов.

Какую плату за капремонт надо вносить и куда ее перечислять? В прошлом году эти вопросы впервые решали общие собрания жильцов. В большинстве случаев распорядителем средств стал фонд регионального оператора (за него чаще голосовали, его же назначали и тем, кто не определился). Спецсчета для самостоятельного управления «народными деньгами» предпочли в 305 тюменских домах (около 10 процентов).

Самим надо было определяться и с суммами оплаты. Минимум, предложенный властью, — 7,5 рубля с квадратного метра. Откуда эта цифра взялась? За точку отсчета брали среднюю стоимость комплексного капитального ремонта, который проводился за счет бюджетных источников. Получилось около 2800 рублей за квадратный метр. Чтобы к 2044 году отремонтировать все дома, необходимо ежегодно собирать около двух миллиардов рублей. Так вышли на показатель 7,5 рубля. Большинство общих собраний приняло эту калькуляцию.

ЖКХ — это учет

Ремонт может быть текущим, но кран в квартире или батарея — нет. Здесь горожане не согласны с методом дедукции Шерлока Холмса, а судят о коммунальном хозяйстве города по отдельным примерам, чаще негативным. Хотя с точки зрения управления городским хозяйством важнее обобщенный взгляд.

Семен Тегинцев, заместитель директора департамента городского хозяйства, констатировал, что в системе водоснабжения улучшения есть, но проблемы остаются те же: аварии на сетях (сейчас их около 700 в год), высокая доля потерь и неучтенного расхода воды (около 30%) и сточных вод (увеличилась до 23 процентов). Как с этим бороться? Реконструкцией, модернизацией и применением новых технологий.

В 2015 году компанией «Тюмень Водоканал» за счет платы, внесенной жильцами, выполнен текущий и капитальный ремонт почти на 110 млн рублей. Заменено пять километров водопроводных сетей, отремонтированы 423 единицы запорной арматуры, 323 водоразборных колонки. Но нерешенных вопросов — море: по водоснабжению частного сектора, модернизации канализационного хозяйства, пресечению самовольных подключений, улучшению качества питьевой воды. Все это учтено в новой инвестпрограмме предприятия до 2020 года.

Реконструкции и модернизации требует и система теплоснабжения. Жалобы жителей то на жару, то на холод в квартирах — постоянны, как и претензии обслуживающих организаций к теплоснабжающим. Управляющие компании пеняют на несоответствие параметров теплоносителя (по температуре и давлению) погодным условиям. Компании «Тепло Тюмени» и «УТСК» с такими обвинениями не согласны. С ТЭЦ теплоноситель выходит точно по графикам. Почему до домов и квартир он доходит «неправильным» — надо разбираться.

Главное, чтобы тепло не терялось при транспортировке — для этого надо менять изношенные сети. В 2015 году компания УТСК заменила около километра магистральных тепловых сетей, а «Тепло Тюмени» — более 16 км разводящих, еще около 5,5 км добавилось по муниципальным контрактам.

— Но не все получилось в 2015 году, — констатировала Светлана Крафт, начальник финансово-экономического управления департамента городского хозяйства. — Недочеты есть, их учтем, совместно проработаем с управляющими компаниями программу подготовки к новому отопительному сезону.

Не для галочки

Планами текущих и капитальных ремонтов перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства города не ограничиваются. В эту сферу должны прийти инвестиции, а концессионные соглашения и частно-государственное партнерство должно стать нормой.

Впрочем, как заметил Николай Романов, заместитель председателя городской Думы, для горожан это не имеет принципиального значения. Им важно, чтобы все коммунальные услуги оказывались круглосуточно и без перебоев. Поэтому в этой сфере надо не ставить галочки, а мыслить перспективно.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта