X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Законы о тендерах: есть недовольные

В одном из крупных учреждений города уборщицы не получили денег за два месяца. По одной из версий, виноват был недобросовестный подрядчик, который в свое время выиграл тендер на осуществление этих работ.

Привожу эту ситуацию не в качестве громкой новости, а как новую пищу к размышлению о тендерных законах: от них больше вреда или пользы?

Российскую концепцию государственных закупок критикуют. Например, журнал «Forbes» совсем недавно опубликовал новый выпуск рейтинга «Короли госзаказа»: 39 процентов от всех господрядов заканчиваются закупками у единственного поставщика. Лидерство, по данным издания, у Аркадия Ротенберга: заказы на общую сумму 500 миллиардов рублей.

Процедуре тендеров (или попросту торгов) посвящены федеральные законы N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и N 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Когда-то их приняли, чтобы процедура стала прозрачнее, чтобы повысилась конкуренция и снизилась коррупция.

Вопрос о тендерах обсуждали на конференции в Тюмени представители нефтегазосервиса — отрасли, которую закон о закупках обогатил своей спецификой: проектные институты перестали участвовать в финальном этапе выбора оборудования. Этим занимаются тендерные комиссии, которые озабочены лишь одним, — ценой. Бывший директор «ТюменНИИгипрогаз» Георгий Крылов, говоря с трибуны, вспоминал о странных случаях, когда торговый дом крупной госкомпании предлагал компании-участнику тендера поднять цену в документах, а продать оборудование по заводской стоимости. Отказавшись, компания проиграла, а куплено было несовременное оборудование.

Комиссия закрыла заказ за меньшую сумму — значит, закон выполнен, и все прекрасно. А на то, что дешевое оборудование может потом поднять себестоимость проекта, принести дополнительные трудности в работе, внимания не обращают. В такой ситуации странно говорить о стимулировании инновационных разработок (что является одним из принципов ФЗ-44). Твою инновацию на тендере «переедет» старый или уступающий в качестве аналог, зато недорогой.

А пытаясь отвечать снижению цены, рискуешь отработать в ноль. Коммерческий директор швейной фабрики «Профиль» Вера Мухамадеева рассказывает, как трудно бороться с московскими, ивановскими предприятиями. Те сбивают цену — могут себе это позволить благодаря объемам. Побеждать удается, наверное, только за счет репутации и поддержки региональной власти. А есть ли шансы у не столь искушенных компаний?

Открытые торги — прекрасный (на бумаге) шанс для предприятия увеличить портфель заказов, выйти на рынки других регионов. Но здесь, особенно перед малым и средним бизнесом, возникает ряд препятствий. Во-первых, есть кадровая проблема, рассказывает директор центра предоставления услуг в сфере государственных и муниципальных закупок торгово-промышленной палаты Тюменской области Екатерина Бобова. Отсутствие в компании специалиста по тендерам приводит к трудностям с оформлением документов. Без знания законов и опыта, которого у малых предприятий нет, в процедурах не разобраться. Во-вторых, сумма финансового обеспечения заявки бывает слишком высока. В-третьих — пресловутая цена заказа.

— Компании вынуждены выбирать поставщика, предложившего более низкую стоимость. Победитель далеко не всегда отличается профессионализмом. Столкнувшись с такой ситуацией, предприятия теряют мотивацию участвовать в тендерах, — добавляет Екатерина.

В итоге выходит, что формально торги доступны всем. А на деле процедура малопонятна, труднопроходима, не принимает во внимание качество. Если позволите, это гонка за эффектностью (низкой ценой) в ущерб эффективности. Закон есть закон, и выполнять его придется. Только его собственная цена кажется не такой уж низкой. Боюсь, сам тендер законов закон о тендерах бы не прошел.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта