X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Истина требует доказательств

Два дня в гимназии N16 проходили открытые уроки участников конкурса «Учитель года».

В этом году в конкурсе много молодых педагогов. Пожалуй, больше, чем за все предыдущие годы. Стаж педагогической деятельности давно перестал быть единственным мерилом при отборе кандидатов. Молодые специалисты способны предлагать интересные, нестандартные методики. Им, конечно, есть чему поучиться у более опытных коллег, но и старшим товарищам есть что перенять у подрастающего педагогического поколения.

Наталье Силиной, учительнице математики школы N 88, по графику выпало проходить конкурсное испытание в предпоследний день. За это время она уже успела посмотреть открытые уроки многих своих коллег, в том числе двух математиков, — Максима Трифонова из 92-й и Флоры Костюк из 61-й школы. Предстартовое волнение только усилилось. И его надо было не показать ни ученикам, ни членам жюри.

Согласно правилам, конкурсанты проводили занятия с незнакомой аудиторией — класс, который пришел на открытый урок, они видели впервые. У Натальи Викторовны были семиклассники. Свой урок геометрии она назвала: «В эксперименте рождается истина». И открыла его цитатой, которую приписывают Пифагору: «Загадок больше, чем разгадок, и поискам предела нет». Но так ли это? Школьникам предстояло подтвердить или опровергнуть это изречение, но не философскими рассуждениями, а математическими доводами.

Используя технологию работы в команде, она разбила класс на несколько групп. Каждой было присвоено соответствующее теме название: «Параллельные прямые», «Виды треугольников», «Измерение углов» и «Многоугольники». Но, как и в жизни, попасть в компанию, не значит согласиться с ее правилами. И школьникам предстояло на основе полученного раздаточного материала доказать, почему они оказались в той или иной группе. Именно в творческой дискуссии учитель закрепляла такие базовые геометрические понятия, как угол, треугольник, параллельные прямые. И обычные определения получили состязательную окраску, стали очень эмоциональными и даже личными. На вопрос: «Какие бывают виды углов?», одна из школьниц со вздохом прочитала свой ответ: «И тупые бывают… »

— Самые простые вещи в геометрии могут быть самыми сложными, — подхватила тему учитель. — И каждый шаг здесь требует доказательств. Утверждения не всегда стоит сразу принимать на веру, надо их экспериментально доказать.

Обычный класс на время превратился в лабораторию экспериментов. Для начала надо было правильно сформулировать гипотезу. Без этой отправной точки не продвинешься в решении. Но порой именно этот шаг сделать сложнее всего. Хорошо, что на уроке рядом учитель, он всегда направит на правильный путь и даже может дать подсказку при необходимости (как хочется такую же помощь получать и в жизни).

Все команды на удивление дали нужный ответ.

— Хитрите, наверно? — засомневалась в такой безошибочности учитель.

— Нет, все по-честному, — ответил за всех Денис Ухалов. И тут же, как говорят подростки, спалился. — Сейчас ответ заполню за всех.

— А риск, что правильно не получится, был? — задала почти философский вопрос учитель.

— Был, — признались школьники, — ведь могли быть и погрешности.

Далее им предстояло переместиться в лабораторию доказательств. И всего за 30 секунд попытаться привести доказательства одной из самых известных теорем Пифагора. Уложиться во время удалось не всем. Кто решил поставленную задачу быстрее — мог приступать к следующей, ну а тем, кто не уложился, — пришлось просить помощи у более сильных, чтобы не плестись в хвосте.

Много ли в жизни стопроцентно успешных людей? Единицы. Немного их оказалось и в классе. Только один из двух десятков учеников справился со всеми задачами, еще трое не успели сделать только одну. Основная масса ходит в середнячках.

— Каждый из вас свою задачу выполнил! — подбодрила учитель.

Насколько согласны были сами ученики с такой оптимистической оценкой? Им предложили сделать выводы самостоятельно: приложить ладонь к листу бумаги, обвести ручкой и на пальцах написать, какие знания и опыт они получили на этом уроке.

Дети уходили восторженные и окрыленные. А Наталья Викторовна осталась в классе. Ей предстояло выслушать строгий вердикт жюри.

***
фото: Не класс, а лаборатория;Наталья Силина;Строгое жюри.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта