X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Город как территория развития

Заместитель главы администрации города Лариса Теплоухова впервые дает развернутое интервью газете «Тюменский курьер». Наверное, стоит попросить, чтобы она сама очертила границы своих служебных полномочий?

Лариса Теплоухова: Я курирую департамент земельных отношений и градостроительной политики — все вопросы, связанные с землей, которая находится в муниципальной собственности. И все отношения, которые связаны со строительством: разрешение на строительство, разрешение на ввод, генплан, правила землепользования и застройки, которые у нас с вами (кстати, у немногих в России!) приняты, есть проекты планировок. Когда в этом году мы закончим проекты межевания, у нас будет полный набор градостроительной документации на город Тюмень. Получим межевые документы, и будет у нас все хорошо. Также курирую департамент имущественных отношений, весь блок, который связан с имуществом: муниципальное жилье, ведение реестра имущественного блока, отселение из аварийного жилья, предоставление договоров соцнайма… Это большой пласт работы — постановка на учет, на очередь, работа по ветхому и аварийному жилью.

— Очередь на жилье — как будто голос из прошлого…

— Почему же? Муниципальное жилье — это наша обязанность, обязанность муниципалитета. Мы такую очередь ведем. В городе порядка полутора тысяч малоимущих. В прошлом году купили несколько квартир, в этом году заложили деньги. Потихонечку. Это по договорам социального найма. Мы, город, — жилье не строим, мы покупаем.

— Какие суммы заложены на эти покупки?

— Не очень большие.

— Потому что такая экономическая ситуация сейчас или они в принципе небольшие?

— На эту статью не очень большие суммы заложены в связи с тем, что очень большие суммы заложены на решение проблемы с ветхим и аварийным жильем по президентской программе. Там у нас миллиардные расходы. Миллиардные. С приходом Александра Викторовича на работу главой администрации мы создали единый перечень ветхого и аварийного жилья. Опубликовали его на сайте. Перечень выстроили по дате признания домов аварийным. Так сформировали список примерно из пятисот домов.

— Я правильно понял: не по степени изношенности жилья, а по дате постановки на учет?

— Постановление правительства не говорит о степени изношенности. Оно говорит о признании жилья аварийным. Несмотря на то, что мы президентскую программу закончили, 126 домов расселили и сейчас занимаемся только судебными процессами и сносом, но за последние пять лет мы сформировали еще один список, еще около 500 домов, которые в перечне этом стоят. Он опубликован, любой, кто есть в этом списке, может увидеть свой номер, увидеть — ориентировочно — год расселения. Как мы его планируем, если деньги будут выделяться в таком же объеме, как они выделялись, как мы будем двигаться дальше… Вот что я имею в виду, говоря, что мы упорядочили эту работу. И еще у нас новый механизм появился. Это развитие застроенных территорий. Ветхие дома — они у нас тоже там есть. Нас в этом плане очень поддержало правительство области — снизило начальную аукционную цену до 10 тыс. рублей. Раньше-то были миллионы. Сейчас застройщик платит очень мало. Конечно, на нем большой объем обязательств: он отселяет за свои деньги, город только помогает. Это еще один вариант решения вопроса ветхого и аварийного жилья. У нас пока два таких договора есть. Но десять территорий выставлены на аукцион, и мы надеемся, что они приобретут нового застройщика, и мы будем потихонечку, уже за деньги застройщика, переселять жителей в новое благоустроенное жилье.

— И много желающих получить за небольшие деньги большие проблемы?

— Ну-у… Пока идут аукционные торги, но заявки подают. Ну посмотрите: эти территории находятся в удобных районах города, есть сети. Мы говорим застройщику: этажность максимально вот такая, делай проект планировки, раскладывай, как тебе нужно, мы тебе будем помогать. Твоя задача — предоставить муниципальным нанимателям иное жилье, а собственникам — деньги.

— Что означает развитие для людей, которые в этих территориях живут?

— Для тех, кто живет в малоэтажных домах, — это новая ступенька в их жизни. А тем, что живут по договорам соцнайма, будет предоставлено новое жилье. Застройщик должен купить это жилье, отдать его нам, мы того, кто живет по соцнайму, переселяем в новое, а собственники получают компенсацию за утрату собственности и тоже могут приобрести новое жилье. То есть для них это тоже новый уровень жизни.

— Не могу не спросить: есть ли некий механизм, который позволит не повториться истории с «Континентом»? С двумя его «монстрами», которые застыли в центре города?

— Перед предоставлением участка мы изучаем будущего застройщика. Но пока таких примеров, как с «Континентом», у нас больше не было. Есть один застройщик, который сейчас находится в конкурсном производстве. Это «Тюменский строитель». План мероприятий намечен, и мы не можем сказать, что там безысходная ситуация. Думаем, что дома, которые Санников не достроил, мы достроим.

— Эксперты считают Тюмень одним из самых компактных городов в стране. Однако по генеральному плану предлагается застраивать окраины — за объездной дорогой. Не потеряет ли Тюмень преимущество компактного города, не расползется ли?

— По генплану предполагается строить в границах муниципального округа — город Тюмень. Да, за объездной дорогой еще есть территория. Эта земля принадлежит Российской федерации. Те же 215 гектаров, которые ТДСК приобрела в Федерации на условиях аренды, и застраивает их. Но там проект планировки предусматривает современные дороги, современные развязки — все на достаточно комфортном уровне. И с нашими условиями — парковки, детские сады, школы, социальные проекты. Все, чтобы не получилось, как МЖК, — построено и некуда школу поставить. На 215 гектарах ТДСК разрабатывает проект — все для комфортного проживания.

— Многих наших читателей беспокоит судьба тюменского деревянного зодчества, которым город привык гордиться. А теперь эти объекты можно покупать с целью реставрации. И что дальше?

— Памятники имеют охранные свидетельства. По закону их можно продавать, реставрировать. Но с охранным обязательством. Если собственник не содержит памятник в соответствии с охранным обязательством, то инспекция по охране памятников Тюменской области выходит в суд и расторгает договор.

— Много подобных обращений в суд?

— Это не моя компетенция. Это областная структура.

— Ценю вашу корректность. Хотя не могу не упомянуть и здание по улице 25 Октября, которое находится в ужасающем состоянии. И памятник на улице Дзержинского, из которого творят некий новодел… Могу продолжить этот печальный список. Ну а как вам нравится новая тюменская архитектура?

— А что вы понимаете под новой архитектурой?

— Здания, которые появились в Тюмени в связи со строительным бумом.

— Эта тема очень интересная. Но законодатель не позволяет городу вмешиваться. Да, создан координационный совет по градостроительной политике, основные вопросы мы выносим на совет, согласовываем эскизы, рисунки. Но законодатель не позволяет диктовать условия, какой архитектурной направленности здания нам хотелось бы иметь в Тюмени.

— А какой архитектурной направленности здания вам бы хотелось иметь в Тюмени?

— Давайте мой вкус не будем трогать.

— Но что вам нравится, а что не нравится?

— Давайте я по-другому отвечу. Если бы нам законодатель позволил, то мы с нашим координационным советом, куда входят все ну очень большие архитекторы, деятели искусства. Ну, я бы, например, предложила — сначала разработать гостевые маршруты. Фасады — как они должны были бы выглядеть. Если бы законодатель позволил нам вменить это в практику! Мы бы потихонечку все прибрали, а специалисты бы сказали: вот красиво! Вот это должно быть так. Исторический центр — вот такой. А мы — исполнительная власть — это бы исполняли (вздох) на пятерку. Но пока нет такой возможности.

Буквально накануне встречи «высокие разговаривающие стороны» заседали в комиссии по топонимике, председателем которой является Лариса Теплоухова, а автор, извините за нескромность, — одним из самых шумных членов этой комиссии. Лариса Зельмухановна весьма демократично председательствует. Не припомню случая, чтобы она воспользовалась своей председательской властью в интересах какого-то бы ни было решения…

— Единственное, что мне нравится, то, что заседания не проходят формально. Да, у всех есть свое мнение. Когда каждый высказывает свое мнение, то решение будет принято вы-ве-рен-ное, точное и никого не обижающее, не оскорбляющее.

— Губернатор Якушев как-то в ходе пресс-конференции назвал ваш участок работы «трудным и рискованным». Вот в таком смысле.

— Рискованный — если нарушаешь закон? Но — я юрист, я стараюсь работать в рамках действующего законодательства. Не подводить ни себя, ни руководителя своего. А трудный — может быть, потому, что объем работы большой? Сначала было тяжело работать по ветхому жилью. С людьми нелегко. У них какие пожелания? Жили они все время в этом ветхом доме и за один раз хотели бы порешать все проблемы, которые у них накопились в жизни. А закон предусматривает не это. Он говорит только о том, что власть должна переселить из ветхого жилья в безопасное. Закон говорит: метр на метр. Но наш губернатор дает полноценные квартиры, увеличивает площадь квартир. Если мы переселяем из комнаты в 12 метров, то по постановлению губернатора покупаем однокомнатную квартиру. Иной уровень жизни человеку сразу же предоставляется. Т.е. полноценную квартиру он получает даром.

— И вы, наверное, получаете благодарственные письма?

— Очень редко. Хотя был один случай. На прием граждан, которые я веду еженедельно, записалась женщина. И всем нам сказала, под телекамеру, большое спасибо. За все время один раз.

— Знаете, я много лет — скоро четверть века — присутствую на заседаниях Думы. Смотрю, как выступают, спорят, состязаются. Должен сказать, что вы хорошо держитесь на думской трибуне. Вы всегда, я бы сказал, подчеркнуто спокойны. Когда депутаты задают вопросы, когда с вами не соглашаются…

— Наверное, я уверена в своем профессионализме, в вопросе, в котором стараюсь разбираться от начала и до конца, и поэтому мне не о чем волноваться. Вопрос, который мы обсуждаем на заседании, в принципе я знаю. И как бы это сказать, не бывает таких вопросов моего профиля, которые бы поставили меня в тупик.

***
фото: Территория, подлежащая развитию (район Маяка);Лариса Теплоухова выступает в Думе;Здесь, за окружной дорогой, будет город, построенный ТДСК.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта