X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Взойти на музыкальный Эверест

Метафорической бомбой в филармонии называют концерт Тюменского государственного симфонического оркестра и Екатерины Мечетиной, пианистки, солистки Московской государственной филармонии, который состоится 20 февраля.

Бомбой — в самом лучшем смысле: он может изменить наше представление об академической музыке. Или, как минимум, существенно его обогатить. На вопрос: «Почему?» отвечает Евгений Шестаков, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и дирижер тюменского оркестра.

— В череде концертов первого сезона симфонического оркестра прозвучало много замечательных сочинений и артистов: Денис Мацуев, Даниил Крамер, Александр Палей… Они украсили не только оркестр, но понравились зрителям -на всех концертах были аншлаги.

Но концерт с Екатериной Мечетиной — он особенный. Оркестр в чистом виде представит музыку Моцарта и Бетховена. Это будет настоящий симфонический концерт, который мог бы украсить афишу столицы любого государства. Мы играем Концерт N 20 ре-минор для фортепиано с оркестром Моцарта и знаменитейшую Симфонию N 3 «Героическая» Бетховена.

Двадцатый концерт Моцарта из 27-и его концертов стоит особняком: один из самых сложных, ярких, мелодичных. В нем — судьба одного человека, переданная в музыкальных образах. А «Героическую» симфонию Бетховена услышать «живьем» удается очень редко. Она слишком сложная, но положительный заряд от нее колоссальный! Поэтому, считаю, ее должен услышать каждый тюменец.

Екатерину Мечетину тоже должен услышать каждый?

— Да, я приглашаю послушать самую красивую среди пианистов и самую пианистичную среди красавиц — Екатерину Мечетину. Коренная москвичка, все этапы становления прошла сама, достигла всего самостоятельно. Она очень известна не только в родной стране, но и за ее пределами: в Европе, США, Латинской Америке. С огромным трудом, но мы сумели договориться с Екатериной о концерте. Потому что она нарасхват, а мы хотели сыграть с ней именно Моцарта. Во-первых, она блестяще исполняет его музыку. А во-вторых, композитору в этом году исполняется 260 лет, и весь мир, так или иначе, отмечает эту дату. Мы тоже. Сначала концертом с Мечетиной, а в марте исполним его «Реквием». Этой музыки не знать нельзя, это два эвереста музыкального симфонизма.

С каждым отдельным солистом оркестру приходится работать по-разному?

— В той или иной степени — конечно. Обычно практика такая: солист прилетает утром, днем репетирует с оркестром, а вечером -выступление. Однако суть в том, что предстоящий концерт очень сложен и для солиста, и для оркестра, и для их ансамбля. Поэтому мы договорились с Екатериной, что она приедет на день раньше, поэтому репетиции будет две: в течение нескольких часов 19 февраля, 20-го -генеральная репетиция, и концерт вечером. Мы очень серьезно к этому относимся.

Катя Христозова

Екатерине и другим знаменитым солистам интересен наш оркестр?

— Они все уже о нем знают! После фестиваля Мацуева, в котором участвовали многие солисты и вокалисты. Многие с ним уже играли. Вся Россия знает о том, что в Тюмени есть оркестр хорошего уровня. У меня лежат пачки заявок — все хотят сыграть с тюменским оркестром. И мы тоже заинтересованы в хороших солистах, о чем директор филармонии Михаил Бирман не раз говорил. Только хорошие солисты!

Во время репетиций оркестр замкнут на самом себе, слушает себя? А перед публикой как — преображается?

— Есть вещи, которые можно объяснить словами, а есть моменты, которые необъяснимы. Мы можем репетировать месяц, можем — два-три дня, но каким будет результат на сцене — этого не знает никто. Это невозможно предсказать. Тут можно провести некую аналогию со спортом: готов спортсмен, встал на стометровку. Казалось бы, все хорошо. А нет, что-то пошло не так, не получилось. Поздно оттолкнулся, споткнулся… да мало ли что.

На нас тоже многое влияет, даже разные мелочи. Любая репетиция, любая подготовка — это не концерт. Формально они, конечно, связаны, но фактически это два разных этапа. Мы репетируем, готовимся, и все, кажется, готово. Но на сцене может произойти все, что угодно: срывы, неудачная игра солиста или группы оркестра, дирижера. Поэтому мы всегда очень волнуемся.

В музыке иначе и нельзя, потому что в ней, в первую очередь, важна эмоциональная составляющая. Если ее нет, а есть только интеллектуальная, это уже не совсем музыка. Неважно, какого периода произведение, важно, чтобы оно было пережито музыкантами, солистами, дирижером.

Музыка многовариантна. Я знаю Катю Мечетину, я слышал раньше, как она играла этот концерт. Но как она сыграет его на репетиции и на выступлении 20 февраля — этого я не знаю. И никто не знает, даже она сама. Так что, творческие тайны у нас были, есть и будут.

***
фото: Евгений Шестаков;Тюменский симфонический оркестр.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта