X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Это не разговоры на кухне…

В переводе с греческого философия — любовь к мудрости. Весьма благородное чувство. И в то же время в нашей стране над этой наукой принято посмеиваться… Как над чем-то не приносящем реальной пользы.

Например, многие считают, что философии не нужно учиться, ведь каждый русский человек — немного философ: дайте только уютную кухню, хорошую закуску и толкового собеседника. При этом то же самое народное сознание породило понятие «кухонная философия» — оно подразумевает пустое умничанье и дилетантские попытки людей малообразованных ответить на вечные вопросы, которые многие века задает себе человечество в целом.

В общем, как настоящий ученый- философ, так и любитель, пытающийся самостоятельно докопаться до смысла бытия, почему-то признаются людьми праздными, которым стоило бы заняться чем- то практичным, а не тратить время на разговоры.

Но это только одна сторона медали. При всей показной нелюбви к рассуждениям наш человек и впрямь немного философ — в хорошем смысле слова. Ведь на протяжении всей истории страны ее жители не уставали задаваться философскими вопросами. Конечно, в первую очередь позволить себе рассуждать могли люди образованные — писатели и поэты, политики и полководцы, ученые. Но и простой народ вопросами бытия задавался. Пусть его представления о цели человеческого существования и были сформулированы не так изящно, но актуальности они не утратили — не зря же столько сказок, пословиц и поговорок мы помним. В каждой из них — кусочек народной жизненной мудрости.

. В наше время образование стало доступно каждому, равно как и возможность читать книги, и вечными вопросами хоть иногда задаются, наверное, почти все. Зачастую это та самая «кухонная философия» — не имеющая под собой научной базы, но зато живая и ищущая. А ведь философия, как мы помним, это именно любовь к мудрости и стремление к ней, а вовсе не обладание ею в данный момент. Значит, желание знать и понимать суть вещей в какой-то мере даже ценнее, чем уже обретенное знание.

А желание, как показывает практика, есть.

Например, информационно- библиотечный центр, по привычке часто именуемый городской юношеской библиотекой, запустил проект «Беседы о вечном». Специалисты кафедры философии госуниверситета станут каждый месяц читать молодежи лекции, адаптированные для интересующегося, но неподготовленного слушателя. Вход бесплатный — надо только позвонить и заранее записаться. Чтобы библиотекари прикинули число посадочных мест.

Первая лекция уже состоялась. И надо признать, она немного вернула мне веру в человечество — зал, пусть и небольшой, был почти полон. Понятие «молодежь» — абстрактное. Например, молодыми семьями у нас считаются пары и 30-ти, и 35-ти лет. Этим-то и воспользовались слушатели, среди которых встречались и старшие школьники (у лекции был маркер 16+), и абитуриенты, и студенты, и аспиранты, и даже давно работающие женщины и мужчины. Многие из них принесли тетради, куда конспектировали речи профессора. Видно, что пришли целенаправленно, а не случайно завернули на огонек.

Профессор Михаил Щербинин первой темой цикла избрал эстетическую антропологию. Многим в зале само название было в новинку. И не удивительно — это сравнительно новое и малоизвестное направление современной философской мысли. Но для кафедры, которой заведует профессор Щербинин, оно является профильным. Конечно, в течение пары часов Михаил Николаевич не успел углубиться в тему. Пришлось скакать по вершкам. В конце концов, важно, чтобы у пришедших на лекцию сформировалось представление. А там, если тема заинтересует, они начнут изучать ее глубже самостоятельно.

Так что же такое эстетическая антропология?

По отдельности оба слова, вроде, понятны: эстетика — наука о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; антропология — наука занимающихся изучением человека, его происхождения и развития. Если их соединить, получается понимание человека и истории его развития через творчество, которое он создавал на протяжении веков.

Казалось бы — идея не нова. Каждый знает, что через искусство (архитектуру, живопись, музыку, литературу) человечество во все времена выражало себя и отражало суть своего времени. Но философы пошли дальше. Как рассказал Михаил Щербинин, они предположили, что в каждый период развития человечества главенствовала какая-то одна форма искусства. И объяснили почему.

Например, древние начинали с архитектуры — их здания, которыми мы восхищаемся до сих пор, называя чудесами света, были строго гармоничны, симметричны и потому. антропологичны. При помощи их форм первые, еще очень неустойчивые государства, как бы придавали гармоничности и своему социальному строю.

Затем была скульптура, описывавшая человеческое тело так подробно, что становится ясно — люди изучали животную составляющую самих себя. На смену статуям пришли картины, причем именно портреты — ведь в своем лице человечество начинало видеть нечто, что глубже зверя — душу, личность. Но душой можно кривить, лицедействовать — и это театр. А за ним пришла музыка — искренняя и не способная ко лжи.

Развитие человека продолжалось, и он начал не только отображать реальность или свои переживания, связанные с ней, но и выдумать новые миры, поэтому верховодить начали литература, за ней кино и, наконец, компьютерная сфера — Интернет, видеоигры: мир, который можно не только выдумать, но в который можно уйти…

— Я рассказываю вам о том, чего сам до конца не понимаю, но чувствую — в этом что-то есть, — пошутил профессор Щербинин. Но по лицам слушателей было понятно — они тоже чувствуют. И очень сожалеют, что два часа пролетели так быстро. Впрочем, в библиотеке можно взять монографии Михаила Николаевича и прочитать об эстетической антропологии подробней.

. А следующая лекция состоится в конце этого месяца. В какой день — «Курьер» сообщит. Тема: «Метапознание».

***
фото: Михаил Щербинин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта