X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Шостакович до сих пор издевается

Дирижеру Сергею Антушеву в минувшую субботу пришлось прямо посреди выступления оркестра препираться с возмущенным зрителем (охрана потом выдворяла этого бузотера из зала). Танцевал кордебалет.

Для меня, неофита, хулиганская сценография на сцене колледжа искусств (поработала над ней, кстати, Мария Гарас) — дело необычное. Опера, знаете ли. Шостакович. А тут такое. Впрочем, «Антиформалистический раек» стоит в творчестве композитора особняком.

Впервые сатирический памфлет прозвучал в Тюмени в 1997 году. Его привез Владимир Спиваков и оркестр «Виртуозы Москвы». Жаль, но в газетной подшивке «Курьера» за тот год я нашла только интервью с именитым дирижером и ни слова о самом выступлении. А оно, говорят, было нашумевшим. Солировал Владимир Мочалов, а в хоровых партиях участвовала капелла нашей филармонии, которая тогда только начинала творческий путь и называлась хор «Ренессанс». Спиваков прислал им ноты заранее, а после выступления подписал на память общую фотографию: «Профессионально. Музыкально. Интеллигентно». Эта фотография до сих пор хранится в архивах Татьяны Шевелевой, доцента кафедры хорового дирижирования колледжа искусств.

Но не то чтобы копание в архивах и ностальгия по былому подвигли Татьяну Юрьевну и ее сегодняшних студентов снова взяться за этот материал. Просто, как это обычно бывает, все совпало. И 110-летний юбилей Дмитрия Шостаковича, и тут еще ректор института культуры говорит: «У нас же есть свой симфонический оркестр в институте, давайте-ка что-то такое сделаем общее…»

Виталия Брежнева

Пригласили солистов из филармонии и за две недели поставили «Антиформалистический раек» -одноактную кантату, посвященную собранию музыкальных деятелей и культурных горе-работников, осуждающих формализм в музыке.

Если говорить об идее произведения, она возникла у композитора в конце сороковых годов, когда в СССР началась масштабная пропагандистская кампания против формализма в музыке. Одним из основных объектов критики стал сам Шостакович. Его уволили из Ленинградской консерватории, а сочинения перестали исполнять крупнейшие советские оркестры. Первая редакция «Антиформалистического райка» была готова в мае 1948-го. Однако в России впервые открыли эту партитуру и поставили мини-оперу лишь в 1980-м.

Когда студенты готовились и составляли свой сценарий, то ориентировались и на запись первого исполнения, и на выступление в тюменской филармонии. Перед началом даже показали на большом экране отрывок, в котором Спиваков представляет оперу тюменской публике, рассказывает об истории ее создания. Актуальна ли проблема, которую высмеивает Шостакович до сих пор? Скорее, это часть нашей истории, о которой нельзя забывать, считает Татьяна Шевелева. Уровень управления культурой в последние годы изменился в лучшую сторону. Но произведение Шостаковича до сих пор читается, узнаваемы его герои — партийные лидеры. И товарищ Единицын с явным грузинским акцентом (Сталин), и Двойкин (Жданов).

— Это музыкальная политическая сатира, язвительная, на грани фола. Я читала статьи, в которых до сих пор спорят о том, что это. Трагифарс? Шутка? Спорят вообще, Шостакович ли это написал, — рассуждает хормейстер. — Произведение часто ставят в один ряд с сатирой Мусоргского, тоже с политическим адресом. И сейчас, конечно, много музыкального юмора в искусстве. В жизни вообще-то много над чем можно посмеяться. Главное — делать это талантливо.

***
фото: Опера Шостаковича в исполнении солистов филармонии и смешаного хора колледжа искусств.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта