X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Услышать ночью «плач» трубы

Его профессия уникальна. Названия ее нет ни в одном реестре.

Длинная и непонятная запись в трудовой книжке – «слесарь первого эксплуатационного района магистральных теплосетей» – почти ничего не говорит о том, чем в действительности приходится заниматься ее владельцу. Никак не объясняет, почему работает он в основном ночью, когда в городе становится тише.

Игорь Малявин пришел в «Тюменские тепловые сети» в середине 90-х, после того как вернулся в родную Тюмень из Нефтеюганска. Там, на Севере, вертолетчик Малявин налетал не одну сотню часов – 12 лет возил нефтяников на вахты, доставлял грузы на месторождения, брал на борт больных… Но это, как он сейчас говорит, было в прошлой жизни.

Потом он спустился с небес на землю. И холод северов сменил на парящие трубы теплотрасс, став слесарем КИПА – контрольно-измерительных приборов и автоматики. Тогда на вооружение «Тюменских тепловых сетей» только поступил новый прибор под названием «течетрассоискатель «Успех». Как работает эта техника, никто толком не знал, инструкции не было, наставников тоже. Но после школы, пройденной в «Аэрофлоте», Игорь не сомневался – освоит.

Действие прибора основано на том, что скорость звука в трубе в зависимости от ее диаметра, материала, из которого изготовлена, износа, повреждений – разная. Поэтому задача, которую перед ним ставили, сродни работе по разминированию – по звуку в наушниках с точностью до сантиметра определить место порыва трубы.

Самыми трудными оказались первые три-четыре месяца. Как различить оттенки звуков, как понять, что они означают? Ответы на все вопросы приходилось искать самому, методом проб и ошибок.

Свою первую маленькую победу Игорь до сих пор помнит, хотя прошло с того времени почти десять лет. Тогда произошел порыв магистральной трубы на улице Холодильной. Несколько часов, шаг за шагом, он обходил участок, вслушиваясь в потрескивание в наушниках, – и нашел. А мастер, не особо склонный к сантиментам, ему сказал: «Ну, спасибо». И так приятно стало на душе…

Сейчас работать намного проще. Трассу выучил, как свои пять пальцев. Может, с закрытыми глазами и не пройдет, но, по крайней мере, подсказки и карты не нужны. Где поворот, где компенсатор – знает точно. В чемпионате по спортивному ориентированию на магистральной местности он явно был бы первым.

Работает на трассе обычно один и ночью – когда стихает городской шум, уменьшается поток машин. Ведь большинство магистралей проходит или рядом с дорогой, или под нею. Днем выполнить такую работу невозможно. А ночью можно спокойно идти «по следу», останавливаясь, возвращаясь, по несколько раз прослушивая «подозрительно шумные» участки. Точность такой диагностики очень высока. Процентов 90 всех повреждений, обнаруженных в этом году во время опрессовки, он нашел с первого раза. Сколько километров асфальта спасла такая диагностика!

Работать с приборами подобного типа по-прежнему в России нигде не учат. Однажды, правда, Игоря посылали на повышение квалификации в Пермь. Там он встречался со знаменитым пермским «слухачом», вместе ходили по трассам. Но услышать порыв не удалось. Никаких аварий, как назло, в эти дни не было. К тому же и сами магистральные теплотрассы в Перми пролегают по-другому: намного глубже (до четырех и более метров, у нас – обычно два-три) и с большим перепадом высот. Так что учитель и ученик были вполне равноправны, каждый ас в своей области.

Проработав с «Успехом» столько лет, Игорь точно может сказать, что в его работе важны терпение, выдержка и внимание. Что работать надо не на аврал, а на предупреждение. И главное – всегда проходить свой путь до конца.

***
фото: Игорь Малявин;так прослушивают теплотрассу

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта