X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Куда идем мы за теплом?

Ежегодно город тратит десятки миллионов рублей на подготовку инженерных сетей и коммуникаций к зиме.

Ни один даже самый грандиозный бюджет никогда не потянул бы всех расходов, связанных даже с латанием «дыр» на проржавевших коммуникациях, не говоря уже о замене морально и физически устаревших труб на новые. Поэтому финансирование на подготовку Тюмени к зиме складывается из нескольких источников: денег, заложенных в тарифах на услуги ЖКХ, бюджетной составляющей и тех средств, что затрачивают сами предприятия-монополисты на ремонт сетей.

В 2008 году эта «тройная» сумма превысила 400 миллионов рублей, только Тюменские тепловые сети в летнюю ремонтную кампанию вложили порядка 190 миллионов рублей.

Любому горожанину такие суммы покажутся немыслимыми. За голову схватились бы и многие мэры близлежащих городов, которые о подобном и мечтать не могут. Тюмень таким богатством обладает, но, по большому счету, этого практически не замечает. Все так же течет, парит, протекает, отключается и даже замерзает зимой.

Простой тюменец, наверно, может усмотреть в этом какой-то подвох: почти полмиллиарда рублей на эти цели есть, а видимых сдвигов нет. Для него существенно только реальное улучшение в его отдельно взятой квартире, доме или на улице.

Объять все необъятное городское хозяйство, понять, насколько ситуация изменилась и в какую сторону – чрезвычайно трудно. А фрагментарная оценка, скорее всего, будет необъективной. Но даже детальное знание всех тонкостей дела вряд ли прибавит оптимизма.

В одночасье разрубить гордиев узел из труб, которые выработали весь свой ресурс, практически невозможно. Это только кажется просто: раскопал, поменял, закопал.

На самом деле, устранение даже элементарной протечки – процесс сложный. Найти ее не проще, чем замаскированную мину замедленного действия. Фонтанчик из-под земли может бить в одном месте, а порыв трубы, прохудившейся от времени, находится совсем в другом, порой за десятки метров от видимого места аварии.

Ничего принципиально нового в технологиях поиска не появилось, и в XXI столетии они находятся на уровне века позапрошлого: все на глазок и наугад.

Проще было бы поставить диагноз: поменять все. Но сделать это быстро технически невозможно. Затраты настолько велики, что несопоставимы с полумиллиардными вложениями. В этом году, например, за счет тарифной составляющей удалось заменить 12 км ветхих сетей и еще 15 – по городским программам. Это лишь малая часть того трубного хозяйства, которое скрывается под землей. Так, при подготовке к зиме в этом году опрессовано почти 70 км магистральных сетей и около 430 разводящих. То есть три десятка против пятисот. Это один из ответов на вопрос «Почему не заметно перемен?»

Есть и еще несколько вариантов ответа.

Первый – не отрегулирована сама система. О том, что ее надо пересматривать, говорит ныне и новый исполняющий обязанности директора департамента городского хозяйства Геннадий Зверев. Взгляд нового человека заметил давно лежащие на поверхности, но, как ни странно, потому и не замечаемые проблемы. Или те, о которых ранее было не принято говорить. Например, любимчиков и не любимчиков, «сынков» и «пасынков» при выборе подрядчиков на проведение капитальных ремонтов. Ведь «свои» и «нужные» люди далеко не всегда означают «дисциплинированные» и «профессиональные», да и требовать с них тяжелее. Добавляли путаницы и сами требования федерального закона, согласно которому конкурс выигрывал тот, кто заявлял меньшую цену. Благое намерение обернулось в России бедой. Широкий жест превратился в лазейку для ушлых. Сбросив цену на 30-40%, фирмы-однодневки автоматически побеждали. И исчезали. Да так, что найти их по сей день не может милиция.

Второй. Поняли свою «выгоду» и некоторые директора управляющих компаний, а также председатели ТСЖ. Собирая деньги с населения, они используют их по своему усмотрению, а не вносят плату ресурсоснабжающим организациям. Ни за тепло, ни за воду, ни за свет. На данный момент такие долги у Тюменских тепловых сетей составили почти 200 миллионов рублей, у Водоканала – 100 миллионов. Общая сумма сравнима с той, как если бы весь город два-три месяца пользовался услугами бесплатно. На нее же можно провести еще, как минимум, одну летнюю ремонтную кампанию.

Недополучив денег за произведенный товар, то есть услуги населению, предприятия вынуждены урезать нас в качестве и количестве. То сантехник уволится по причине недостаточной оплаты, то техничка не выйдет, то дворник. А то и вовсе дом попадет под ограничения за долги (обрежут провода, перекроют канализационные колодцы, закроют задвижку), особенно там, где население напрямую платит обслуживающей организации.

Третий. Есть и такие странные недоработки в департаменте городского хозяйства, как наступание на одни и те же грабли. С проворовавшимся «хозяином» чудесным образом снова и снова подписывают договор. Или подрядчик, «скрывшись» из одной фирмы, тут же регистрирует новую, но на другую фамилию, скажем, своего родственника – и песня начинается сначала. Или ТСЖ, задолжавшее миллионы, организует управляющую компанию и снова берет дома в управление.

Четвертый. Уровень профессионализма некоторых специалистов, занятых в безграничном коммунальном хозяйстве, оставляет желать лучшего. То ремонтировать кровлю многоквартирного дома берутся люди, которые, по меткому выражению одного работника администрации города, ничего, кроме крыши бани, раньше не видели. То менять трубы возьмется фирма, в названии которой значится слово «рыба» (какой она вообще специалист на суше?). То менять коммунальное лицо Тюмени приедут «варяги», очень далекие от наших проблем и, как правило, к ним равнодушные. И если сантехники как синоним слова «халтурщики» во многом ушли в прошлое, хотя бы потому, что конкуренция слишком велика, то некоторые руководители стали относиться к своей работе так же, как раньше полупьяные дяди Васи: «И так сойдет». С той лишь разницей, что получают они не червонец на лапу, а сотни тысяч в бездонный карман.

И весь этот клубок проблем, весь этот микс, замешанный на миллионах, никак не выльется во что-нибудь удобоваримое. Чтобы радовались душа и сердце. Чтобы гордость была за то богатство, которым обладаем.

Пока же над городским хозяйством лишь сгущаются тучи. Не исключена возможность, что в будущем году городской бюджет получит денег из областного на подготовку к зиме значительно меньше. Раз не сумели распорядиться тем, что имели, придется «почувствовать разницу».

***
фото: ремонт без начала и конца на улице Красных Зорь

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта