X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Управлять школами должны менеджеры

Ежегодная конференция работников системы образования области стартовала вчера, 20 августа.

По словам Натальи Шевчик, заместителя губернатора области, в этом году традиционное собрание, на которое съезжаются преподаватели, решили не делать. Пригласили только работников органов управления: директоров школ, руководителей детских садов и управляющие кадры высших и средних учебных заведений, родителей – членов управляющих советов школ. Не было и дежурного набора докладов: от одной школы, от одного ПТУ и т.д.

Шевчик заметила, что «узкие» темы будут разобраны на зональных кустовых совещаниях, которые пройдут с 21 по 25 августа.

На конференции же говорили о глобальном. Директор департамента образования и науки Ирина Лысакова в своем докладе расшифровала фразу «новое качество образования»: это его доступность, здоровье детей и их профориентация.

Последнее, судя по докладам, особенно актуально. Так, в 79 сельских и 245 городских школах уже есть профклассы, где дети учатся применять знания на практике. Я, пытаясь понять, каким образом применяют знания, задала дополнительный вопрос по этой теме Наталье Миловановой, проректору по научной работе и стратегическому развитию отрасли ТОГИРРО. И получила ответ… этического плана.

– Мы сегодня говорим, что мы должны ученика не только научить учиться, но и чтобы он овладел способом деятельности на основе своего личного опыта. То есть научить компетентности: чтобы ученик мог применять, например, такое качество, как ответственность, уже на жизненных ситуациях, стать гражданином. Плюс мы должны научить его определенному набору ценностей: уважение, любовь, ответственность, гражданственность, толерантность.

Подводные камни «стимулирующей части» зарплаты

Лысакова утверждает, что «за счет стимулирующей части заработной платы педагогов улучшилось качество образовательных услуг. Но есть диспропорция и субъективизм внутри школ».

Трудно не согласиться: педагоги сегодня заинтересованы в том, чтобы обучать как можно большее число детей (доплачивают за каждого «сверхнормативного» ребенка), повышать уровень их знаний (доплачивают за рост успеваемости). Такая надбавка к зарплате – это хорошо. Но вот один пример той же диспропорции: моя мама, заслуженный учитель России, ведет немецкий язык. На занятиях по иностранному присутствует у одного учителя полкласса. Весь класс – не положено. Уже ополовинена «стимулирующая часть» зарплаты. Второй пример: ежегодно моя дочь за первое полугодие получала четверки даже по тем предметам, по которым гарантированно все знала на отлично. Ребенок расстраивался, я недоумевала: почему в конце года уже «пять», а в начале следующего снова «четыре»?! Мама мне объяснила: просто учителю для повышения зарплаты выгодно ставить такие оценки, чтоб успеваемость класса росла в конце года, денежка в карман хорошо поработавшего преподавателя сыпалась.

Учителям тоже нужно выживать. Но неужели за счет детских страданий?!

Коротко о проблемах детсадов и школ

Коэффициент эффективности дошкольного образования на юге нашей области – 55,8. Самый низкий – в сельской местности. По проверкам, дети в дошкольных учреждениях не умеют сами занять себя какой-либо игрой, у них страдает мелкая моторика. Также в детсадах не хватает дополнительных услуг, профессионально компетентных работников, гибкой системы использования временно свободных мест и учета занятости родителей при приеме детей в дошкольные учреждения.

Последний пункт особенно меня заинтересовал. Интересно и как будут проверять родителей, по каким критериям и каналам, и решит ли это хотя бы частично вопрос огромного дефицита мест в детсадах той же Тюмени? Но комментария после доклада Ирина Лысакова не давала даже тем СМИ, с которыми была предварительная договоренность.

Коэффициент эффективности общего образования юга области ниже, чем у дошкольного – 36,2 процента. Здесь следующие проблемы. Во всех школах организовано горячее питание. Но недостаточно обращают внимание на культуру питания: нет салфеток, достойной сервировки, хорошего интерьера.

Повышается процент детей, ежегодно покидающих и пропускающих уроки. На юге области создан электронный банк «группы особого внимания». Но все еще есть прецеденты скрытого «отсева» детей. Также не везде качественно проводится обучение детей с ограниченными возможностями. Департамент направил по территориям рекомендации по созданию для таких ребят комфортных условий обучения.

ЕГЭ: стабильно позитивная динамика

О том, нужен ли ЕГЭ, речи на учительских совещаниях уже не ведутся. Говорят только, что наша область по показателям опережает общероссийские цифры. Средний показатель экзамена по русскому языку по России – 56,3, на юге Тюменской области – 56,5, в Тюмени – 97,7. Математика: Россия – 38,1, юг области – 43,9, Тюмень – 95.

Помогают в этом деле «срезы» – контрольные за четверти и полугодия и то, что в тюменских школах проводят пробные ЕГЭ по всем предметам. Кстати, учителя также тестируются в знании вопросов для ЕГЭ. И если раньше педагоги относились к этому негативно, то сегодня эта практика признана необходимой.

В конце своей речи Ирина Лысакова отметила, что система образования Тюменской области – лучшая в России, стоит на одной ступени с Москвой и Санкт-Петербургом.

Современное руководство школ

Вера Соловьева, начальник управления по образованию администрации Тюмени, рассказала, что город (кстати, по успеваемости занимающий первое место в рейтинге юга области) сегодня работает в общем информационном поле. Интернетпорталы позволяют управляющим структурам школ обмениваться опытом (в том числе в финансовой и материально-технической отраслях), третий год действуют межшкольные методические центры. В каждой школе города работает управляющий совет, в состав которого входят активисты-родители и педагоги. Третий год эти советы защищают в управлении отчеты о результатах своей деятельности.

Также было любопытно узнать, что сегодня директоров и других управленцев в школы просто так не назначают. Будущие лидеры обязательно проходят стажировку в тех учебных заведениях, «где руководитель состоялся как менеджер».

Растущие цифры

Оказывается, основной вектор, который сегодня держат тюменские школы – на укрупнение. Тогда будет экономический и образовательный эффект. В двадцатке лучших школ Тюмени именно те, где численность учащихся – от 600 до 1100 человек. Неожиданная статистика.

В 2005 году лишь 14 школ участвовали в муниципальном конкурсе на оказание услуг дополнительного образования. В этом году – 41. Цифра хорошая, но вот в школе, в которую ходит моя дочь, дополнительное образование – мыльный пузырь. Кружки и секции как возникают, так и быстро «лопаются». И активность у детей – почти нулевая, и зарплата у педагогов допобразования – символическая. Моя подруга пыталась организовать экологический кружок на базе школ N 4 и N 6. Продержалась два месяца.

Городским учителям хорошую зарплату проще получить, чем сельским. Потому что три года назад на одного учителя в Тюмени приходилось 19 учеников, сегодня – 22,3. Тоже не понимаю, надо ли гордиться. Учителя взваливают на себя огромные нагрузки «человеко-мест» явно не ради взращивания полноценных личностей. В связи со многими пунктами докладов, в том числе и с этим, стоит процитировать слова Натальи Миловановой:

– Вот отбирают же в космонавты. Должны отбирать в учителя.

***
фото: Клавдия Манжелей старший преподаватель ТОГИРРО, представляет участникам конференции программу поддержки одаренной молодежи

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта