X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Как живешь, рогатый друг?

В том, что полгорода стоит в пробках, часто обвиняют… троллейбусы. Мол, и тихо передвигаются, и не маневренные. Поговаривают даже, что городские власти решили убрать их с улиц совсем.

Меж тем рогатые трудяги первыми — в полшестого утра — из всего общественного транспорта появляются на улицах и уходят последними, в полночь. Тюменский троллейбусный парк состоит из 57 машин; мы побывали у них «дома» — в троллейбусном депо.

Исполнительный директор парка Евгений Ивашнев рассказал, что первый троллейбусный маршрут в Тюмени открылся 11 июля 1970 года, проложен он был от моторного завода до завода медицинского оборудования. Троллейбус — транспорт экологически чистый и относительно недорогой: в расходах парка нет статьи «топливо», а электроэнергия пока не так дорога, как бензин. Правда, наш парк давно не обновлялся, есть даже троллейбус девяностого года выпуска, но он не ломается и до сих пор ходит по улицам. Конечно, где-то есть современные, модернизированные машины: и низкопольные, и с двигателем, расположенным на крыше, для большего удобства пассажиров, — в салоне тише. К нам такие троллейбусы еще не пришли, и неизвестно, придут ли. Но старые тюменские «рогатые» с улиц Тюмени не исчезнут. В пику слухам, приказа городских властей о полной ликвидации троллейбусных маршрутов не было.

…Обеденное время. Часть машин стоит на территории. У одной из них сидит на корточках девушка, меняет масло в двигателе. Это Миля, водитель.

— Нужно проверять уровень масла раз в смену, утром я этого не сделала, значит, должна уделить время в обед, — рассказывает Миля.

— Кто научил? Парк при наборе водителей проводит шестимесячные курсы, учат быть и механиком, и электриком, и психологом. Все-таки, пассажиров возим.

Миля работает водителем тринадцать лет, говорит, что с детства был интерес к технике. И вот судьба распорядилась так, что стала управлять троллейбусом. Так ей это нравится, что не променяет «рогатого» ни на душный автобус, ни на маршрутное такси. Но опасается, что ее троллейбус снимут с маршрута, как случилось это с «четверкой», «шестеркой», «четырнадцатым»:

— Сейчас ремонтируют дороги. Легковые машины и то не могут проехать, не то, что мы. А вдруг решат, что и без троллейбусов город с перевозками справляется? Что тогда делать и нам, и пассажирам? У нас ведь есть постоянные клиенты, — и пенсионеры, и молодежь. Бывает, что коммерсант не дожидается какую-нибудь старушку на остановке, прямо перед ее носом закрывает двери и уезжает. Я всегда и всех пассажиров жду, хотя и мне есть куда торопиться. На весь маршрут от завода медоборудования до вокзала отводится полчаса, а стоянка на конечных — две-три минуты.

Миля рассказывает, что бывают проблемы на маршруте: токоприемники (в народе — «рога», правда, водители это слово не любят и не используют) отсоединяются от проводов, как правило, у неопытных водителей. Или электричество отключается — пассажиры недовольны. Зимой в сильные холода провода могут лопнуть, тогда приходится делать вынужденные остановки. Но ведь с любой техникой бывают проблемы, и троллейбусы — не исключение. Миля же со всеми трудностями справляется легко, правда, и поломки ее машины случаются редко. Ездит она не спеша, со скоростью около сорока километров в час. А если троллейбус сломался, нужно добираться до гаража либо своим ходом, либо вызывать подкрепление: приедут, помогут вернуться в депо.

Мы зашли туда, где «рогатых» ремонтируют и обновляют. Высокие гаражные ворота распахнуты, пахнет краской: пару троллейбусов с опущенными токоприемниками красят. Говорят, что цвет выбирали в соответствии с предоставленными руководством эскизами: белый и оранжевый. На одну машину уходит полдня. Рядом — слесарь; знакомимся, он говорит, что все его называют просто Юра. Латает проржавевшие места над колесами, куда больше всего попадает влаги и грязи. Ставит небольшие заплатки из металла. Работает здесь двенадцать лет и уже не считает, сколько отремонтировал машин: «Сколько поступает, столько и делаю».

Ловлю себя на мысли, что мне приятно общаться с этими простыми и отзывчивыми людьми. О своей технике говорят едва ли не с нежностью — и водитель, и кондуктор, и слесарь. И о коллективе отзываются хорошо: нигде больше такого нет. Так сложилось, что большинство водителей здесь — женщины. Такие, что умеют и масло заменить, и токоприемник поправить: а в нем 600 вольт… Здесь говорят о троллейбусе: сильный, добрый… Какой еще транспорт так назовут?

***
фото: водитель Миля на рабочем месте;слесарь Юра;Евгений Ивашнев, исполнительный директор троллейбусного парка;водитель Олеся;перед выходом на линию

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта