X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Сергей Мерзляков – мастер холодильных дел

Психологи говорят, что подсознательно женщина выбирает мужчину, голос которого ей будет приятно слышать на протяжении всей жизни.

Я просто рецезенту, малому предпринимателю, договариваюсь с ним об интервью. И ловлю себя на мысли, что будет приятно общаться хотя бы потому, что у человека мягкие, приветливые интонации, с приятной бархатинкой. Правильная, экспрессивная, выразительная речь. К тому же, хоть и алогично, но верится, что если у человека, ремонтирующего холодильники, фамилия Мерзляков, — это значит, что человек нашел свое место в жизни.

Сергей Васильевич встречает нас с фотокором открытой улыбкой, обстоятельно отвечает на все «холодильные» и «стиральномашинные» вопросы, успевая каждые пять минут нажимать на «зелененькую» на трубке сотового, поговорить с клиентом. От последних отбоя нет.

— Сергей Васильевич, есть такие машины, которые Вы не можете починить?

— Починить можно все, главное здесь — цена вопроса и марка. Иногда проще купить новую машину, чем ремонтировать старую. В современных холодильниках все неполадки в запененной части. Если у «индезита», который делают в Липецке, еще у каких-то наших агрегатов утечка фреона, — я их делаю. Знаю, где бывает утечка, разбираю всю эту пену, запаиваю алюминий. Стиральные машины чиню в зависимости от наличия деталей («бош», «сименс», например, делают только в специализированных сервисных центрах). Но процентов 80 всей техники я могу отремонтировать.

— Ремонтируете только холодильники и стиральные машины, или спектр работ — шире?

— Сейчас — только холодильники и стиральные машины. Раньше делал все, начиная от микрокалькуляторов и чайников, но сейчас просто уже возраст, зрение… И я остановился только на этом.

— Судя по всему, клиентов хватает?

— Парни-друзья все удивляются: «Серега, почему у тебя работы постоянно валом?» А потому что я даже в телефон улыбаюсь! Я не грублю. Как внушили в начале трудовой деятельности «клиент всегда прав!», так я и следую этому правилу. Даже если не прав, зачем с ним ругаться, спорить?! Клиент — это потенциальный источник моего дохода. Если человек отказывается от моих услуг, если у меня даже что-то не получилось сделать, ладно — обращайтесь к другому. Поначалу, конечно, сложно было. В 2003 году, когда ушел из сервиса (компании, занимающейся бытовыми услугами — С.Р.), домашний телефон не давал никому, — очень много клиентов потерял. Недавно вот женщина позвонила: «Вы случайно не тот Мерзляков, который там-то, тамто работал? Ой, наконец-то я Вас нашла! Я полгода без машины!» Я говорю: «Как будто других мастеров нет!» А она: «Я только Вас хочу!» Конечно, приятно. Уже 2,5 года рекламы не даю, а работы хватает.

— Наверное, и цены у вас — щадящие?

— Раз я — индивидуальный предприниматель, то и цены договорные. Сразу по телефону могу сказать, какая ориентировочно цена. Но диагноз по телефону не ставлю. Хоть и пытают: «Вы же профессионал, вы же должны знать!» Я объясняю на примере. Звонит больной врачу и говорит: «У меня голова болит, скажите, почему и какие таблетки мне пить?» Доктору нужно осмотреть клиента! Он же не ответит «либо вам аспирин поможет, либо топор». Если мне на это человек отвечает: «Ладно, спасибо» (имитирует недовольную, «железную» интонацию — С.Р.) — значит, не мой клиент. Я говорю: «Давайте я приеду, Вам продиагностирую. Не говорю, что на 100 процентов справимся, но на 95 я Вам диагноз поставлю». Бывают, конечно, такие моменты, когда я приезжаю в один и тот же дом по нескольку раз. Я называю это «эффект присутствия». Приезжаю — машина заработала. Уезжаю — сломалась. Одна женщина мне говорит: «Давайте, я Вас сфотографирую на цифровой фотоаппарат. Как забарахлит, — я ей сразу — раз! — Ваше фото покажу».

— Вы коренной тюменец?

— Родом не из Тюмени. Приехал сюда в 1996 году. Родина — город Йошкар-Ола, Марийская республика. Там закончил техникум по специальности «радиомеханик». Я уверен, что случайностей не бывает. Все предопределено. Но здесь чисто событийно получилось, что стал мастером по ремонту холодильников по воле случая. Пришел временно поработать в рембыттехнику. Через пять месяцев должен был поехать учиться на завод, специализироваться по микрокалькуляторам (они тогда, в 1979 году, еще только входили в обиход). А я поремонтировал холодильники и говорю начальству: «А можно я останусь?» Начальник был только рад: «Такие кадры нам нужны!» На заявки же никто не любил ездить, а я, раз молодой, энергии много, — по деревням. Зарядишь дней на 10 в деревню… Через два года шеф вызывает, говорит: «Просят отправить специалиста на обучение на завод, где «Вятку-автомат» производят. Поедешь?» «Поеду». И был я в ЙошкарОла единственным мастером по «вяткам». Но захотелось романтики — поехал с женой на Дальний Восток, куда позвали товарищи. Там должен был быть строителем — поехали квартиру зарабатывать. Прихожу в местный «ремонт» — стоит штук 30 «вяток». Оказалось, их некому делать. И я день работал на стройке, вечером — вятки ремонтировал. За месяц все 30 штук сделал. А к тому времени как раз в ремонте механики поувольнялись. Меня зовут. Я поставил условие, что буду работать, только если дадут двухкомнатную квартиру. А где это видано, чтобы механику квартиру давали?! Но лето, жара, холодильники ломаются, делать некому. В городскую администрацию пошли жалобы от населения, ветеранов… И я получил ордер.

Десять лет работал на Дальнем Востоке. Как перестройка началась, все пришло в упадок, поехал обратно на Родину, посмотрел, что и там делать нечего, продал квартиру и приехал в Тюмень. Семь лет проработал здесь в «сервисе», пять лет работаю индивидуальным предпринимателем. Раньше было напряженней, когда все эти книги-отчеты надо было писать, все расписывать. А сейчас сделали вмененный налог — раз в квартал плачу налоги, и все нормально. Арендовали с друзьями помещение, но друг от друга не зависим. Я сам от себя завишу. Два с половиной года я не даю рекламу в газете, работаю по рекомендациям. Раз люди меня рекомендуют, — значит, что-то умею. Вот эти два холодильника были предназначены для свалки, — сервис от них отказался, а я выкупил у них и сделал.

— Раз свой бизнес, работаете, наверное, без выходных, без праздников?

— Раньше бывало. Сейчас — нет. Строго воскресенье — выходной. Причем клиент как будто знает, что в воскресенье я отдыхаю, — никто не звонит. Просто лежу дома, гуляю с ребенком. У меня есть мечта о даче, как месте отдыха, но посадки — картошка — это не для меня. Может, возраст еще не пришел. На рыбалку-охоту тоже времени сейчас не хватает. Помоложе был, как-то хватало, а сейчас… Да и я по натуре трудоголик. Пашу с восьми до десяти вечера. День не поработаю — чего-то не хватает.

…С интервью с таким человеком уходишь неохотно. Хочется слушать и слушать его, посыпанную байками, сыгранную в ролях, эмоциональную речь. Хочется по-дружески похлопать его по плечу, поблагодарить за то, что он такой замечательный человек. И испытываешь неловкость от того, что вот знакома всего с полчаса, а уже такое в душе панибратство. Потому что чисто и весело на душе. И хочется, чтобы у тебя был такой друг…

Ну и напоследок — несколько рекомендаций тюменцам об эксплуатации машин от Мастера Мерзлякова.

Помните, что стиральные машины на 80 процентов ломаются по вине порошков. А остальные 20 процентов — перепад напряжения, использование удлинителей. Люди слишком много насыпают порошка, а нужно две-три столовые ложки на 4 килограмма.

И не стоит верить в рекламу «Калгона». Это трюк. Как может оседать накипь, когда в машинку заливается не кипящая вода?! Для того, чтобы машинка работала долго, нужно только, чтобы порошок не оседал на деталях. Для профилактики залейте в барабан 20-30 граммов лимонной кислоты и проведите два пробных нагревания на максимуме без белья.

Холодильники «шарпы», «деу», «панасоники», «индезиты» — хоть и ноуфрост (саморазмораживающиеся), но все равно надо следить, чтобы узенькая впадинка на задней стенке не была забита, чтоб в салоне воды не было. Необходимо внутри регулярно чистить либо брать по соответствующему углублению диаметру трубочку и продувать грязь. Старые несаморазмораживающиеся холодильники, по признанию мастера, работают веками. Размораживать их рекомендуется раз в месяц, не чаще. Особенно не надо часто размораживать их летом, в сильную жару. Потому что потом холодильник работает с большой нагрузкой.

***
фото: Сергей Мерзляков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта