X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Строим мостик через пропасть

Афиша «Золотого конька» составлена почти полностью, хотя до фестиваля еще далеко. Преобладают постановки по современным пьесам. Так и было задумано.
Отборщик спектаклей и председатель жюри «Конька» Ирина Мягкова не случайно решила ориентироваться на современную пьесу. Она видела тысячи постановок по классическим произведениям, в том числе талантливые, и нисколько не сомневается в праве театра на работу с проверенным материалом. Однако понимает, что, по большому счету, режиссеры перелицовывают классику, и даже шедевральная вариация, допустим, «Дяди Вани» – это всего лишь очередная вариация «Дяди Вани».
С другой стороны, массив новых пьес растет стремительно, а театры не спешат его осваивать. Ширится пропасть между сценой и новой драматургией. Иначе говоря, между сценой и сегодняшней жизнью. (Ирина Мягкова еще острее почувствовала этот разрыв после того, как прочла пьесы конкурса «Евразия»: так много новых интересных авторов, так много пьес, почему же режиссеры проходят мимо?).
Было непросто произвести отбор фестивальных спектаклей. Это всегда непросто, но в данном случае пришлось соблюдать дополнительное условие: из лучших образцов выбрать те, что созданы по современной пьесе.
Правда, в афишу «Конька» все же протиснулись несколько классиков. Исключение сделали для тобольского «Дела» по СуховуКобылину, курганской «Ночи любовных помешательств» по Шекспиру и спектакля «Коляда-театра» по Шекспиру (позже узнаем, что выбрали: «Гамлета» или «Лира»). Тоболяки и курганцы – постоянные участники тюменского фестиваля. Было бы несправедливо отказывать им в приеме, тем более что заявленные спектакли заслуживают конкурсного показа: и публика получит удовольствие, и критики найдут, что оценить. Ну а «Коляда-театр» – особая стать. Театр, в чьем репертуаре чуть ли не сплошь новая драма, в котором проходят сотни актерских читок по пьесам молодых драматургов, может себе позволить и классику.
Также в афишу попал «Чонкин» пермского ТЮЗа, мюзикл по мотивам не самого современного текста. Спектакль поначалу напоминает КВН, катит по рельсам, весело звеня, как прогулочный трамвайчик, но постепенно набирает сатирические обороты. Есть пронзительные моменты, ради которых хочется пересмотреть этот спектакль.
Ожидаются две постановки по пьесам ирландского драматурга Мартина МакДонаха. «Королеву красоты» сейчас репетирует в магнитогорском театре Вячеслав Кокорин. «Череп из Коннемары» привезет пермский театр «У моста». Действие обеих пьес развивается в одном графстве, персонажи знакомы друг с другом. Но публика может и не заметить перекличку разных по стилю постановок. «Королева» тяготеет к мелодраме, а «Череп из Коннемары» – «черная» комедия, исполненная притом в традициях русского психологического театра.
Французскую экспериментальную драматургию представит челябинская драма. Спектакль по пьесе Жан-Люка Лагарса «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пошел» похож на «медленный женский танец вокруг постели молодого спящего мужчины».
Герои трагикомедии «Полковник Птица» болгарского автора Христо Бойчева в постановке красноярской драмы – пациенты психбольницы. Клинику в горах на Балканах занесло снегом. Сбившийся с пути самолет ООН по ошибке сбросил контейнер с теплой зимней формой. Пациенты облачились в форму и отправились в поход через всю Европу.
Действие каменск-уральского «Психоза» тоже развивается в психиатрической клинике. В основу спектакля легла одноименная пьеса английского драматурга Сары Кейн. Как правило, в постановках по этой пьесе делают акцент на душевной болезни героини, однако зрителям не стоит бояться, что их погрузят в мрачные глубины. Уральский режиссер Федор Чернышев увидел историю героини как историю любви.
Популярнейший роман Эрленд Лу «Наивно. Супер» инсценировали в новосибирском «Глобусе». Судя по отзывам, спектакль получился не менее интересным, чем тот, что мы видели на прошлом «Коньке», когда новосибирцы привозили «Семейные истории».
Спектакль «Волхонки» по тексту Э. Шмитта «Господин Ибрагим и цветы Корана» стоит посмотреть уже потому, что поставил его тюменский режиссер Михаил Заец. В прессе много хвалебных отзывов, спектакль награжден премией губернатора Свердловской области, получил два фестивальных приза. Экуменистические идеи Шмитта режиссер преломил в трогательном рассказе о еврейском мальчике, принявшем ислам. Это вторая часть цикла, а с первой мы познакомились на прошлом «Коньке»: челябинская «Розовая дама» проповедовала христианство.
Драматург Елена Ерпылева живет в Когалыме, то есть наша она, из нашей области, однако в Тюмени такого драматурга не знают, и пьесу ее поставили в Омске. Спектакль омского академического театра драмы «До последнего мужчины» пользуется большим успехом.
Психологическое шоу «От красной крысы до зеленой звезды» по пьесе Алексея Слаповского – гордость омского «Пятого театра». Вместе с персонажами поднимемся из подвала на крышу, узнавая драмы, спрятанные в незначительных бытовых ситуациях. Например, жена провожает мужа на работу, и сквозь обычный диалог прорывается страстное танго, сплетение тел, любящих и ненавидящих друг друга.
Режиссер Виктория Мещанинова соединила в спектакле «И на пасху солнце танцует» две пьесы молодых драматургов, Златы Деминой и Александра Архипова. В первом действии – палата в роддоме, во втором – поезд мертвецов. Начало жизни, которому предшествуют душевные и физические муки, и финал, который обессмысливает материнскую жертву: детей родили, чтобы убить на войне.
Пока неизвестно, с какими спектаклями будут участвовать в «Коньке» тюменцы. Предположительно, драма заявит «Рядом с горизонтом», а «Ангажемент» – «Птицу Феникс».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта