X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Многодетные? Или «многопроблемные»?

По данным комитета социальной защиты населения, в Тюмени проживают более двух тысяч многодетных семей. В чем-то их проблемы типичны, а в чем-то уникальны и характерны только для нашего региона. Несколько лет назад по инициативе активистов тюменских многодетных семей в городе была образована общественная организация «Много деток – хорошо», являющаяся «дочкой» одноименной общероссийской организации. «Головная структура» больше года работала без официальной регистрации, но это не мешало общественникам активно бороться за свои права. Потому что за много лет, проведенных в «демографической яме», общественное мнение повернулось к ним спиной, а фразы типа «наплодили нищету», «сами нарожали – сами и воспитывайте» стали распространенными. Их можно услышать и в тиши кабинетов, и в гвалте городских улиц. Выросло целое поколение, отрицающее многодетность как естественное состояние.

– По принятым демографическим «нормам» для воспроизводства населения на 100 женщин должно приходиться 215 детей, – говорит председатель тюменской общественной организации многодетных семей, сама многодетная мама Елена Майсюк. – Некоторые ее поняли буквально и, родив второго ребенка, говорили: «Мы норму выполнили». Проблема усугублялась еще и тем, что, по данным статистики, около 30% семейных пар бесплодны, треть находится за чертой бедности, а около 20% не хотят иметь детей.

Не удивительно, что за последние 20 лет выработалось негативное отношение к большим семьям.

Риторический вопрос: «Может ли женщина, работая учителем, быть еще и многостаночником?» Но это именно то, что предлагают многодетным семьям. У мамы семерых детей те же обязанности, что у нянечки, учителя и воспитателя вместе взятых, начиная от выноса горшков, стирки, уборки, готовки и кончая детскими драками и болезнями. И в этих условиях мама еще должна идти на работу и зарабатывать деньги? Многодетные проигрывают в экономическом плане, даже если не отдают детей в садик, поскольку стоимость воспитательной услуги «обычным» родителям частично компенсирует государство, а многодетные варятся в собственном соку. Почему бы не выдавать пособия тем, кто не перекладывает эту ношу на плечи государства?

К тому же система устроена так, что социальные пособия платят по заявительному принципу, и только малоимущим семьям. Согласно «ельцинскому» указу категорию многодетности каждый регион устанавливает сам. В Тюмени многодетной считается семья из трех детей. Но многодетной, имеющей право на получение социального пособия, становится только та, где доход на каждого члена меньше прожиточного минимума, установленного на данной территории, до вычета налогов. Сейчас эта цифра составляет около четырех тысяч рублей на одного ребенка.

Значит, если родители с тремя детьми зарабатывают 20 тысяч, а на руки получают 16, они не могут рассчитывать на социальное пособие. Многим матерям бывает обидно за ту «лишнюю» тысячу, которая «мешает» получить государственную помощь.

– А что большие семьи волнует больше: отсутствие пособий или отсутствие инфраструктуры, сервиса для многодетных?

– Для разных семей – по-разному. Наша общественная организация создавалась на базе центра социального обслуживания «Мария», в ее составе преимущественно семьи малоимущие, для них пособие важнее. Когда детей трое-четверо, маме работать еще как-то получается, а когда их пять-шесть-семь, работать физически невозможно, поэтому каждая копейка имеет свой вес. Нереально одновременно быть бригадиром на заводе и воспитывать детский сад. И если отвлечься от постановки вопроса типа «уси-пуси-деточки», то речь, действительно, идет о воспроизводстве людских и рабочих ресурсов. И если мы хотим, чтобы воспроизводились, например, высококвалифицированные рабочие, которые будут вносить реальный вклад в развитие экономики, то надо помогать матерям, которые воспитают и дадут им образование.

– Откуда вообще, на ваш взгляд, появился термин «не принято рожать много»?

– Общественное мнение многие годы подстраивалось под политику власти. Ленин, например, сказал, что женщина не должна прыгать у плиты, а должна заниматься самообразованием, последовательницы Инессы Арманд так и делали, хотя многие, наверное, были и не против стоять у плиты, возиться с детьми. И эта чистой воды психология за много лет приобрела экономические черты.

Для многодетных в нашей жизни, по сути, не приспособлено ничего. Ни номера в гостинице, ни машины, ни магазины, ни правила ГИБДД. Как, например, поехать на отдых семье с маленькими детьми? Автомобилей, оборудованных специальными встроенными детскими креслами, – единицы. А то, что рекомендуют для грудничков правила дорожной безопасности, не рекомендует медицина… С маленьким ребенком весьма затруднительно элементарно сходить в магазин. За границей, например, предпринимателям не разрешают открывать торговую точку, если в ней не предусмотрено место, где малышам можно поменять памперсы, которые, к слову, выдаются бесплатно. А в самом супермаркете должен быть человек, который помогает многодетной семье перевозить тележку с продуктами или коляску с детьми. У нас же владельцы магазинов могут вывесить таблички: «Вход с колясками запрещен». Не приспособлено для перевозки детей и большинство общественного транспорта. В Тюмени есть «низкопольные» автобусы, но их немного.

– А как изменилось положение многодетных семей с советских времен?

– Тогда многодетным было полегче. Бесплатные кружки, спортивные секции, бассейны, льготное посещение музыкальных школ… Сейчас все стоит денег. Даже с учетом льгот, в пересчете на несколько детей уходит по несколько тысяч из семейного бюджета. Прибавьте сюда здравоохранение, которое только номинально бесплатное. А проезд по льготным проездным? Только одного дошкольника можно перевозить бесплатно, а если их трое? А если есть дети-инвалиды? Льготы, согласно официальной формулировке, предоставляются для детей-инвалидов 1-2-3-й группы, но в медицине есть только термин «инвалид детства», и это противоречие многим семьям мешает.

– А как, на ваш взгляд, в идеале может выглядеть сотрудничество с властью? Ведь помогать многодетным не на словах, а на деле, действительно, значительные затраты?

– Мы не настроены на конфликт, с нами можно сотрудничать. И положительные примеры тому есть. Удалось, например, решить вопрос предоставления путевок в оздоровительные лагеря. Существовала практика, когда на многодетную семью выдавалась в год одна путевка, а надо три-четыре сразу. Когда мы пригласили на один из «круглых столов» заместителя губернатора области Наталью Шевчик, нашу проблему услышали, и в этом году 18 детей из семи многодетных семей вместе отправились на отдых. Большую помощь мы получаем от Благотворительного фонда развития города Тюмени, от центра социальной помощи «Мария».

– О чем сегодня многодетные семьи мечтают?

– Государство, безусловно, нам помогает, хотя часто берется за «второстепенное», которое семьи и сами могут решить. Праздники, подарки – это хорошо, но хочется, чтобы решались проблемы с жильем, стабилизировались материальное положение и система предоставления социальных гарантий. Чтобы стали существенными льготы на дополнительное образование, чтобы платили компенсацию за садики «домашним» детям, как в Москве, чтобы выдавали субсидии на строительство.

Отчасти наши мечты сбываются. Региональной властью, например, принято решение о бесплатном предоставлении многодетным семьям земельных участков под строительство… Но самая главная мечта – чтобы изменилось общественное мнение, чтобы все стали такими, как мы – многодетными.

***

***
фото: Елена Майсюк: «Много деток – хорошо».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта