X

  • 16 Май
  • 2024 года
  • № 51
  • 5550

Власть и малый бизнес: точки соприкосновения

Журналистам не очень нравится повторяться в своих материалах. Но иногда это просто необходимо и даже полезно. Например, недавно я брала интервью у специалиста областного фонда поддержки предпринимательства, где перечисляла пункты взаимодействия властей с малым и средним бизнесом. Но, во-первых, есть реальное подозрение, что не все читали эту статью. Во-вторых, в интервью с Сергеем Горбачевым, директором департамента экономики администрации города, высветились некоторые нюансы, более подробно раскрывающие механизм такого сотворчества. В-третьих, я узнала некоторые, не освященные дотоле в СМИ, подробности конкурса «Тюменская марка».

– Сергей Геннадьевич, давайте начнем с азов. С каких времен городские власти взялись за поддержку малого и среднего бизнеса?

– Город давно уже занимается поддержкой малого предпринимательства. Существовала даже программа, она утверждалась городской Думой до 2007 года. Программа исполнена в полном объеме. После была принята целевая программа развития и поддержки предпринимательства на 2007-2009 годы. Тогда этим вопросом занималось еще управление по потребительскому рынку. А в прошлом году эти функции переданы департаменту по экономике. По времени это совпало с тем, что город впервые начал работать в рамках областной программы поддержки предпринимательства. До этого в ней участвовали все муниципалитеты области, но считалось, что в Тюмени все и так развивается неплохо.

Действительно, динамика была хорошая, да и сейчас неплохая. Тем не менее, с 2007 года Тюмень также включена в областную программу, нам выделяются достаточно серьезные средства на эти цели. Выделяются они по двум направлениям: предоставление целевых займов на срок до двух лет под 4-6 процентов годовых и так называемые мероприятия по поддержке предпринимательства. Непосредственно вторым пунктом занимается фонд развития и поддержки предпринимательства, который является исполнителем мероприятий (департамент экономики – заказчик, фонд перед нами отчитывается). Мероприятия – это консультации и семинары. Последние – общего характера: как построить бизнес, как развивать его. Либо прикладного характера: через фонд нашими силами нанимаются консультанты, которые учат косметологов, пекарей, швей… На семинары приходит много народу. У преподавателей высокая квалификация. Предприниматели об этом хорошо информированы, потому что в рамках программы выделены средства на рекламу. Подключены электронные, бумажные СМИ, телевидение. Также сообщения о семинарах посылаем при помощи смс-рассылок. Неплохо работает. Я и себе подключил эту услугу, чтоб смотреть, как предпринимателям рассылают информацию.

Плюс так называемый аутсорсинг. Эта услуга появилась с конца прошлого года. Мы предоставляем предпринимателям услуги ведения бухгалтерского учета и сдачи налоговой отчетности. Буквально все делается нанятыми нами бухгалтерами. Программа стремится помогать именно начинающим бизнесменам. Поэтому первый год наниматель работает на предпринимателя бесплатно, второй год предприниматель платит за услуги 30 процентов, а третий – 70. После чего выходит на самообеспечение, то есть он за это время должен встать на ноги.

– Есть какие-то новейшие разработки?

– В этом году приняли муниципальную программу по поддержке предпринимательства уже в более широком понимании этого процесса. Она принималась после заседания Госсовета, которое прошло в Тобольске. Мы вместе с областью, с фондом принимали участие в подготовке этого мероприятия. И многое из того, что хотелось включить в повестку дня заседания Госсовета, вошло в нее.

Соответственно, после этого форума мы принимали программу уже на 2008-2010 годы (схема планирования бюджета такова, что каждая программа продлевается на один год. То есть с начала следующего года мы примем программу на 2009-2011-й и т.д. Тем не менее, мы будем знать, что будет через три года. Такая вот специфика планирования).

В новую программу вошли направления, которых ранее там не было, но мы считали необходимым, чтобы они присутствовали. Естественно, мы работали в пределах наших полномочий. Допустим, ликвидация так называемых административных барьеров, скорее, относится к компетенции федеральных властей. Мы, конечно, в своей части упрощаем некоторые процедуры, но таких, которые регулируются муниципальными властями, очень немного. В этой связи мы в новую программу включили так называемую имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства: предоставление им муниципальных нежилых помещений в аренду. Этот процесс шел и раньше, но теперь эта деятельность будет направлена более акцентированно – именно на поддержку предпринимательства.

– Какова стоимость «квадрата»?

– По сравнению с рыночной – достаточно низкая, отличается в разы. Зависит, правда, от месторасположения помещений, от района города. В среднем рублей 200300 за квадратный метр. Это очень дешево. Снижать или увеличивать эту ставку мы не собираемся.

– А сами помещения – не деревянные развалюхи?

– Этим вопросом у нас занимается другая структура. Но при наших проверках выявилось много и таких ветхих помещений, которые, к тому же, уже давно не эксплуатируются. Мы их тоже попытаемся ввести в оборот, потому что предпринимателям хоть с чего-то нужно начать. Но основная часть помещений – в неплохом состоянии. Эта новая форма поддержки – имущественная – еще будет трансформироваться, пока не примет ту форму, какую хотелось бы. Чтобы это была целенаправленная поддержка тех отраслей, тех форм в малом предпринимательстве, которые бы нам действительно хотелось поддержать, а не тех, которые просто туда попали в силу субъективных причин, потому что исторически так сложилось.

Еще одна особенность нашей программы – она теперь впервые прямо установила, тоже в соответствии с федеральным законом, перечень приоритетных видов деятельности, которые мы имеем право и хотим поддерживать. Это далеко не все виды деятельности, которые осуществляются в нашем городе. Некоторые мы считаем в достаточной степени развитыми, чтобы уже не поддерживать. Например, торговлю.

Еще одна форма поддержки тоже ранее присутствовала в законодательстве, но была мертворожденной, не реализовывалась. Есть такой 94-й федеральный закон о государственных муниципальных закупках, где говорится, что как субъекты Федерации, так и муниципальные образования имеют право проводить специализированные конкурсы по закупкам товаров именно малых предпринимателей. Федеральный закон содержит ограничения по сумме закупок – она не должна превышать трех миллионов рублей. Эта норма содержится в виде допускающей. Прямого указания, что муниципалитеты должны делать закупки – нет. Но мы надеемся, что это будет обязательной нормой, потому что считаем, что это достаточно честным образом может помочь малому предпринимательству. Буквально сегодня управление по муниципальным закупкам провело семинар на эту тему, и в июле мы начнем такие закупки проводить.

– Что касается определения самого статуса «малый» и «средний» предприниматель, как вы думаете, нужны здесь особые критерии? Ведь сегодня эти «ярлыки» вешают на фирмы только по числу работников. А бывает, что у предприятия из пяти человек огромная прибыль и наоборот.

– Вопрос должен решаться на федеральном уровне, и мы ждем такого решения. Это будет одна из реальных мер поддержки предпринимательства.

Еще одно из предприятий программы – региональный конкурс «Тюменская марка». Такая работа – проведение конкурсов – поддерживается на федеральном уровне. Например, это будет продвижение продуктов с местными знаками качества на зарубежные рынки.

У нас есть все предпосылки для развития конкурса. Есть деньги на рекламу, организацию. Ведь конкурс – дорогостоящее предприятие. Нужны вложения, к примеру, в организацию выставки, которая приурочивается ко Дню города (ориентировочно откроется в выставочном зале 27 июля). Вторая часть – ближе к сентябрю – уже само вручение предприятиям знака «Тюменская марка». С этого года разрешили участвовать в конкурсе и предпринимателям юга области с условием, что их товары реализуются в Тюмени. Сейчас сбор заявок завершен, их сегодня 52. 14 районных: абатские, омутинские, бердюжские, заводоуковские, Ишимский мясокомбинат, «Казанская рыба»… У «областников» на выставке будет отдельная экспозиция. В выставке так же будут участвовать победители конкурсов прошлых лет.

Для подведения итогов специальная комиссия проедет по всем предприятиям, будут проведены экспертиза, дегустация (потому что на конкурс заявилось много предприятий пищевой промышленности). Помимо них большое количество тех, кто работает с металлоизделиями, четыре организации, выпускающие печатную продукцию…

– А почему «Тюменская марка» – это конкурс, если в прошлом году, при 20 претендентах, брэнд присвоили всем?

– Еще раз повторю, что мы конкурсом занимаемся первый год. В этом году явно не все станут победителями.

– Как после присвоения марки вы будете поддерживать предпринимателей?

– Мы обязательно проведем рекламную компанию, кроме того, постараемся договориться с крупными торговыми центрами, чтобы товары, имеющие «Тюменскую марку», туда приходили в приоритетном порядке. И чтобы покупатели буквально слышали, что этот товар имеет наш брэнд.

***

***
фото: Сергей Горбачев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта