X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Самая главная ценность жизни

Накануне Дня медицинского работника начальник управления по здравоохранению Сергей Ярцев дал интервью нашей газете. – Сергей Евгеньевич, в последнее время город Тюмень ассоциируется с высоким уровнем благоустройства, с хорошими дорогами… А чем мы можем похвастаться в здравоохранении, чем можем гордиться?

– В 2007 году мы смогли существенно улучшить условия получения тюменцами медицинской помощи. Более чем на 467 миллионов рублей выполнено работ по капитальному ремонту зданий: в поликлиниках N 4 и N 6; отремонтирован филиал седьмой по улице Полевой; открыли три ФАПа (в поселках Метелево, Рощино, Утешево). Закончили ремонт диагностического корпуса поликлиники N 13 на Лесобазе, реконструкцию поликлиники N 17 по улице Широтной, которая находится в месте интенсивного строительства новых тюменских микрорайонов. Завершены работы в женской поликлинике по улице Карской и на улице Холодильной, в третьем роддоме и женской консультации, в первой клинической детской больнице N 1 по улице Ленина, 69…

Все лечебные учреждения оснастили оборудованием, довели практически до 100% укомплектованность основными видами дорогостоящей аппаратуры, необходимой для диагностических процедур и профилактических программ, – рентген-установками, приборами для лабораторной и УЗИ-диагностики, эндоскопами, за последние годы кардинально обновили парк автомашин скорой медицинской помощи.

Но предела для совершенства, конечно, нет. Впереди еще много планов, объектов, в том числе и на 2008 год. С надеждами ждем завершения строительства двух поликлиник: в районе Лесобазы, где ведется интенсивная стройка высотных домов, и поликлиники на Московском тракте. Первая будет на 300 посещений в смену, вторая – на 500.

– А есть какие-то реальные, нереальные мечты, о чем вам, начальнику управления, мечтается?

– Хотелось бы, чтобы люди, идущие на прием в поликлинику, чувствовали себя одинаково комфортно в любой из них. Да, мы сумели отремонтировать более половины городских поликлиник, но осталась другая часть, тоже требующая ремонта. В «листе ожидания» – детские поликлиники, женская консультация в Заречном микрорайоне – все они нуждаются в добротном капитальном ремонте и в дооснащении медицинским оборудованием, которое, в свою очередь, тоже постоянно совершенствуется. Сегодня, чтобы шагать в ногу со временем, чтобы полностью вооружить поликлиники передовыми технологиями в области диагностики, профилактики, необходимы дополнительные усилия.

Вопросом из вопросов остается и кадровый голод. Его испытывают в наши дни едва ли не все отрасли, в том числе и медицина. Приходится констатировать: есть дефицит кадров. Особенно, в первичном звене, там, где оказывается наиболее массовый, первичный вид помощи. Укомплектованность участковыми терапевтами взрослых поликлиник – 84%, а участковыми педиатрами – 98%. Цифры достаточно высокие, но необходимо довести их до 100%, чтобы пациенты всегда могли попасть на прием к врачу, чтоб не приходилось в регистратуре объяснять, что сегодня на данном участке врача нет.

Но необходимо не только количество, но и высокое качество кадров, чтобы их квалификация отвечала всем современным требованиям. Совместно с медицинской академией мы проводим большой перечень программ, направленных на повышение квалификации, осваиваем новое диагностическое оборудование, которое раньше было только в крупных лечебных учреждениях. Люди по назначениям врачей поликлиник неделями искали необходимый аппарат, потом еще столько же пробивались к нему, ждали очереди.

Теперь это оборудование есть в поликлиниках, но надо еще обучить работать на нем так, чтобы «выжать» из него все, на что оно способно. За этим стоит не просто праздный интерес: научиться нажимать кнопочки и выполнять какие-то функции. За этим – ранняя диагностика заболеваний, раннее их выявление. А это значит, чья-то сохраненная жизнь, увеличение продолжительности жизни в целом, повышение ее комфортности даже у людей с хроническими недугами и входящими в группу риска.

– Чем, например, могут сегодня похвастать детские поликлиники?

– Прежде всего, оборудованием для ультразвуковой диагностики… Современными аппаратами с широким спектром возможностей, способными провести обследования в любой сфере… В последние годы аппараты для УЗИ-исследований начали широко внедряться в педиатрической практике. У детей первого года жизни обследования проводятся практически стопроцентные, особенно в ситуациях ранней диагностики возникших отклонений. Ранее детские поликлиники позволить себе такого не могли.

– Говорят, что автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. А медицинское обслуживание сегодня – роскошь или средство выздоровления?

– Я думаю, что научно-технический прогресс, который охватил всю планету, не оставляет в стороне никаких сфер. Может быть, к счастью, может, к сожалению, но медицине и системе здравоохранения приходится за это расплачиваться. Медицинское обслуживание, действительно, становится роскошью. Точнее, роскошью становится содержание здравоохранения, оно ложится на плечи всего населения, всех налогоплательщиков.

Появляются новые технологии, которые позволяют чуть раньше, чуть успешнее, с меньшим травматизмом, с большей долей вероятности выйти из разных ситуаций. И, конечно, любой город хотел бы приобрести эти технологии для своей территории, хотел бы, чтоб они были доступны всем жителям. Здоровье по-прежнему нельзя купить ни за какие деньги и за его восстановление приходится платить. Конечно, разработано много профилактических продуктов, но они, преимущественно, достаточно дорогие. Дешевле вовремя предоставить необходимую информацию, дать пациенту нужный совет. Люди, владеющие информацией, не только владеют миром, но и своим здоровьем. Они знают существующие факторы риска и по возможности избегают их или нейтрализуют.

– Вы не первый год работаете в медицине, как, по-вашему, изменилось ли отношение общества к людям в белых халатах?

– Нет. Мне кажется, что отношение к здравоохранению, к медикам во многом остается неизменным. Эта отрасль была и остается для человека наиболее важной. Люди, работающие в медицине, всегда первыми приходят на помощь в экстремальных ситуациях. Так было, и так будет, сколько бы ни существовало человечество. Но общество, конечно, меняется, меняются отношения людей друг к другу, и это, неизбежно, сказывается на медицине. Поэтому, воспитывая молодые кадры, мы стараемся привить им этику отношений, культуру обслуживания пациента и взаимодействия с ним. Стараемся сориентировать на идеалы русской и советской медицины, на примеры людей, беззаветно преданных своему делу. Ведь то, чему мы научим молодых врачей сегодня, завтра увидим в поликлиниках и стационарах.

– Что же в канун Дня медицинского работника вы хотели бы пожелать «людям в белых халатах»?

– Прежде всего, хорошего самочувствия. Для медицинских работников это не только личная категория. Люди привыкают к своему участковому терапевту, педиатру, узкому специалисту – «лору», «глазному», невропатологу, часто идут именно к нему на прием, и ситуацию, когда их врач болеет, а его заменяет другой, воспринимают болезненно. Поэтому хочется пожелать всем, кто несет ежедневную вахту в поликлиниках и стационарах, всем «людям в белых халатах», прежде всего, здоровья. Все-таки это самая главная в жизни ценность.

ФОТО Анны Пшеничниковой

***
фото: Сергей Ярцев, начальник городского управления по здравоохранению.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта