X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Услышать своего ребенка

Профилактика подростковой преступности начинается с семьи – так утверждает Светлана Рогач, старший инспектор по делам несовершеннолетних ГОМ-1. Она знает, о чем говорит. С тех пор как инспекторы ПДН стали более тесно сотрудничать со школами и социальными педагогами, подростковая преступность начала снижаться.
Территорию ГОМ-1 составляют в основном микрорайоны: первый, второй, третий, Тюменский, Войновка и т. д. С каждым годом в нем становится все больше молодежи, однако, по сравнению с позапрошлым годом, подростки совершили почти вдвое меньше преступлений: 2006-й — 73, 2007-й — 39.
– Под вашим руководством патрулируют Войновку отряды добровольных народных дружинников из педагогов железнодорожного колледжа. Расскажите, в чем заключается их работа?
– Этот колледж нас выручает не первый год. Педагоги приходят в неблагополучные семьи и семьи трудных детей, беседуют с родителями и ребятами. Кроме того, они помогают предотвратить пьянство и курение среди подростков.
– Как это понять?
– К сожалению, в детском пьянстве больше виноваты взрослые, которые продают ребятам пиво и сигареты. Дружинники организовали несколько контрольных закупов, что позволило оштрафовать торговцев. Это подействовало на других продавцов.
– Каковы особенность семьи трудного подростка?
– Он не обязательно живет в неблагополучной семье, нередко это дети материально обеспеченных родителей. Однако неблагополучие кроется в другом… Часто выясняется, что взрослые не интересовались образом жизни ребенка и его знакомыми.
Пожалуй, самый яркий пример: когда 15-летняя девочка заявила о краже телефона, которая случилась на пикнике в лесу. Стали выяснять, с кем она гуляла. Ни одной незнакомой фамилии мне в ее списке не встретилось. Все ребята стоят у нас на учете. Телефон девочке вернули, но вот родители вовремя не смогли оградить дочь от дурной компании, и буквально через полгода бывшая потерпевшая сама была условно осуждена за кражу.
Другой случай. В ноябре прошлого года двое подростков, 12 и 14 лет, угнали автомобиль около торгово-развлекательного центра «Гудвин». Покататься не получилось – врезались в столб… С родителями стали беседовать, и выяснилось, что матери у мальчиков работают посменно, и даже не знают, что их дети, кроме угонов, занимаются бродяжничеством, не появляясь дома сутками…
Еще одна проблема в воспитании: родители часто выясняют отношения при детях. Вначале ребенок видит драки и побои в семье, потом начинает унижать одноклассников, а, став взрослым, возможно, станет избивать жену.
Даже в очень благополучных семьях случаются подобные «разборки» — и с такими людьми сложнее работать, чем с родителями среднего достатка.
Как-то нам пришлось взять на учет банкира. После посещения ресторана он и его жена поссорились. И, приехав в три часа ночи к теще, у которой оставили трехлетнего ребенка, стали его… делить. Чуть ли не буквальном смысле – каждый тянул в свою сторону! В результате мальчик получил травму, и неизвестно, чем бы все кончилось, если бы пожилая женщина не вызвала милицию…
Мама все же побеседовала с инспектором, а вот папа попросту отказался разговаривать, захлопнув перед нами дверь.
Медвежья услуга со стороны родителей – всегда оправдывать своего ребенка. Задержат дочь или сына пьяными, а они вместо того, чтобы наказать их или побеседовать, начинают кричать: мол, и другие дети пьют алкоголь. За всех отвечать не просим — со своими пусть вначале разберутся!
Порой я задумываюсь: почему у нас учат профессиям врача, повара, инженера, а вот как быть родителями, никто не учит, никто не проводит уроков… Может, когда мы научимся слушать своих детей, подростковая преступность исчезнет совсем?
– И все же, как ведется профилактика?
– Как я уже рассказывала, беседуем с родителями. Кстати, хороший способ — привлечь к воспитанию отца. В этом нам все больше помогают школы. В последнее время на родительские собрания все чаще вызывают пап. Ведь матери, как правило, скрывают «шалости» детей, а сами не могут разобраться с проблемой. К тому же на сыновей больше действует беседа с отцом, чем с матерью.
Кроме того, в микрорайонах стараемся как можно больше занять детей. Гиперактивных ребят, драчунов, направляем в клубы «Аванпост» и «Барс». На тренировках они расходуют запас энергии и, придя домой, уже не помышляют о «боевых акциях». Кроме того, эти клубы ведут предармейскую подготовку, что помогает приучить ребят к дисциплине… В целом же подростковые клубы работают в каждом микрорайоне.
– Ребята из неблагополучных семей в первую очередь попадают в группу риска?
– Не первый год действует межведомственный банк данных «Группа особого внимания» по Тюменскому региону. Первым видит обстановку, в которой воспитывается ребенок, участковый педиатр. Он же размещает информацию в базе данных. Далее подключаются правоохранительные органы и соцзащита. Бывает, что родителей лишают прав, но нередко ребенок продолжает воспитываться в семье до совершеннолетия…
Получая информацию о таких детях в садиках и в школе, им стараются больше уделять внимания педагоги. С ними проводят беседы и направляют в спортивные и творческие кружки, предоставляют в школах бесплатное горячее питание и летние путевки в лагеря отдыха. Также устраиваем таких ребят в «отряды мэра». Там они не только заняты, но и могут зарабатывать.
Некоторых детей нам удается вывести в люди. Немало примеров, когда ребята, несмотря на то, что родители пьянствуют, хорошо учатся в школе и не доставляют ни окружающим, ни милиции никаких хлопот.
***
фото: майор милиции Светлана Рогач.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта