X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

МФЦ с перспективой

Оформление документов в электронном виде через многофункциональные центры становится все популярнее. Тюменцы уже привыкли и к аббревиатуре «МФЦ», которая еще совсем недавно казалась непонятной, и к тому, что спектр услуг, предоставляемых в электронном виде, становится все шире.

О том, как это развивается, мы беседуем с Александром Нагибиным, директором сети многофункциональных центров Тюменской области.

— В апреле следующего года исполнится пять лет, как в Тюмени открыт первый МФЦ, — рассказывает Александр Николаевич. — Сейчас мы предоставляем 216 услуг и функций, а когда начинали, их было чуть больше 20.

Всего в Тюменской области три десятка МФЦ и 14 территориально-обособленных структурных подразделений — офисов, которые работают по нескольку часов два-три раза в неделю. В Тюмени — девять МФЦ, в июле открыт офис на улице Тимофея Чаркова.

Теперь МФЦ размещаются не только в отдельно стоящих зданиях, но и в торговых центрах, например, в «Сити-Молле». И для нас, и для посетителей это очень удобно. Во-первых, возле крупных торговых центров нет проблем с парковкой. Во-вторых, супермаркет — всегда место притяжения, человек идет туда за покупками, по своим делам и параллельно может подать документы на необходимую услугу. Или наоборот — идет к нам, а потом — за покупками.

— Какими еще могут быть точки притяжения для офисов МФЦ?

— В некоторых городах есть практика располагать их в здании органов государственной власти. Но я не вижу в этом особых преимуществ. Информация о работе органов власти сейчас и так доступна. Каждый департамент или структурное подразделение размещают в Интернете на сайте полный перечень сведений, в том числе графики работы и контактные телефоны специалистов.

Новые места для размещения МФЦ лучше выбирать, исходя из удобства и доступности территории. Возьмем, например, наш филиал на улице Ямской. В районе Дома обороны построили много жилья, и потребность в открытии здесь МФЦ стала очевидной. Высокая посещаемость и в офисе «Мои документы» на Первомайской, плюсом здесь является хорошая транспортная развязка и наличие парковок (еще две недавно появились после благоустройства дворовой территории). В оживленном месте располагается офис на улице 50 лет Октября.

Много обращений в спальных районах — на улицах Щербакова и Прокопия Артамонова. Но проблема спальных районов в том, что большинство идут не по записи, а по живой очереди. Поток посетителей — волнами, его трудно спрогнозировать. В больших подразделениях — в офисах на 50 лет Октября и на Первомайской, наоборот — больше посещений по предварительной записи. Это позволяет, при необходимости, оперативно перестраивать графики работы.

— Возможно ли открытие офисов МФЦ, например, в подростковых клубах?

— Возможно. Но для реализации этой идеи надо выделить помещение, поставить туда мебель, компьютерную технику. Надо спрогнозировать, сколько человек будут ходить ежедневно — один или 30? На какое время там сотрудника размещать? Надо рассчитать логистику, ведь бумажные комплекты документов надо из филиала забрать, привезти в головной офис. А потом результаты запросов, соответственно, увезти обратно. Думаю, затраты на логистику будут слишком велики.

Для удобства получения, например, транспортной карты, лучше заявление подать, не выходя из дома, через региональный портал Госуслуг. После того, как с 29 августа мы начали реализовывать эту услугу по-новому, провели доработку информационной системы, только за сентябрь было подано почти 11,5 тысячи заявлений на транспортную карту. Из них 3500 — через портал Госуслуг.

— Часто говорят, что оформление документов в электронном виде экономит бумагу. Подсчитать это можно?

— Давайте. Раньше для оформления транспортной карты школьника или студента требовались, например, справка с места учебы, заявление на двух листах и сканирование двух страниц паспорта. То есть — пять бумажных листов. Eсли же подавать заявление через портал Госулуг, бумаги не тратится, ни листка. И хранятся все полученные сведения в электронном виде, без бумажного архива. Три года назад таких заявлений оформлялось около 35000. То есть за год мы экономим более 175 тысяч листов бумаги.

— Из 216 видов услуг, которые предоставляет МФЦ, какие самые востребованные, а какими пользуются редко?

— Услуги Росреестра — регистрация недвижимости и сведения из реестра недвижимости — на первом месте. На втором — услуги пенсионного фонда (назначение пенсий). Рядом — услуги МВД (выдача общегражданского паспорта и регистрация по месту жительства). Далее — такая муниципальная услуга, как оформление транспортной карты для льготного проезда. Осенью она — на первом месте, а в течение года стабильно держится на 4-5 месте.

По некоторым услугам есть единичные обращения, например, по выдаче лицензий на алкоголь, на прием металлолома. С начала 2017 года началась и активная работа по выдаче лицензий на охоту.

— Может ли бумажный оборот вообще стать ненужным?

— Для этого надо перестроить мышление. Других проблем для движения к этой цели не вижу. Некоторые боятся, что при электронном оформлении документов есть риск не сохранить данные. Мол, нападет вирус или возникнут проблемы с электроснабжением — и все базы потеряются. Но сейчас столько технологий, которые позволяют дублировать информацию, хранить ее в нескольких местах. Маловероятно, что везде и сразу все пропадет.

-Каким вы видите дальнейшее развитие электронных услуг и МФЦ?

— Для большинства услуг скоро не понадобятся и заявления, они будут предоставляться автоматически, при соблюдении нескольких обязательных условий. Человеку придет уведомление, что, например, назначена пенсия. И идти никуда не надо, только сообщить номер счета, на который пенсию начислят.

В будущем, возможно, оформить любую из услуг МФЦ станет так же просто, как сейчас, например, пополнить баланс телефона через терминал. Большие офисы останутся только для тех, кто не хочет или не может освоить электронные технологии, или для обращений по нестандартным ситуациям. Но необходимо, чтобы каждый захотел перемен, чтобы не ждал, а делал шаги в этом направлении.

***
фото: Александр Нагибин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта