X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Хор требует умения слушать

Частые гастроли — мечта художественного руководителя хоровой капеллы тюменской филармонии Альберта Мишина. Он всерьез взялся за подготовку следующего сезона 2018-2019, в котором и собирается воплотить свои планы.

Добрые перемены коснутся всех вокалистов коллектива, а в первую очередь, Наталью Гайнутдинову, которая не только поет в капелле, но и является ее администратором. — Когда коллектив гастролирует мало, мне удается совмещать обе деятельности, — объясняет она. — Но организация поездок требует много времени. Может, настанут времена, когда мне придется выбирать: или петь, или над бумагами сидеть. Хотя не хотелось бы.

— А что бы вы выбрали?

— Лучше петь! Я ведь начала заниматься администрацией позже, в 2003 году. До этого не было такого большого количества концертов. Нас в филармонию как эксперимент взяли. Мы почти не работали самостоятельно.

— Некоторое время коллективом занимался Антон Шароев, у которого есть свой оркестр «Камерата Сибири». Расскажите, как работали в этот период?

— Антон Георгиевич руководил своим коллективом и, так скажем, присматривал за нами. Но у нас был и главный хормейстер — Вера Бурковская. Eе мы и воспринимали как руководителя.

Они, конечно, с Альбертом Мишиным разные. Это женская и мужская энергия. В любом случае, энергия руководителя должна быть очень мощной. Когда приехал Альберт Владимирович, мы как будто проснулись все. Он музыкант с большим опытом, много чего знает. Многое планирует: хочет, чтобы хоровая капелла была ярким, гастролирующим коллективом. Это правильно, потому что хор, который поет у себя в классе, по большому счету никому не нужен.

— Насколько я знаю, самым ярким достижением хоровой капеллы считается победа на конкурсе «Рождественская Прага» в 2007 году. Но ведь были и другие?

— Это действительно наш единственный конкурс. Мы волновались, как перед экзаменом! А фестивалей много разных было, и от них всегда получаешь удовольствие.

— Это вы об энергетическом обмене с залом?

— Когда зал полный — это завораживает. Ты понимаешь, что должен отдать столько энергии, чтобы хватило всем зрителям. Но даже на небольших школьных мероприятиях (мы проводим филармонические уроки, где рассказываем про голос, хор, поем с детьми) нужно максимально собраться, потому что дети отлично чувствуют настроение.

Отдавать надо все, что можешь. Кто себя не до конца отдает, долго у нас не работает.

— А вы когда-нибудь хотели бросить хоровое пение?

— Даже мысли такой не возникало. Мне это очень нравится. Наоборот, сейчас у всех нас много сил, и растет желание двигаться дальше, совершенствоваться.

— Как же получается идеальное звучание?

— На это влияет много факторов. У нас четыре партии: две мужские и две женские. Они должны звучать в балансе. Каждый настраивает свои уши, чтобы все было сбалансировано. Eсли вдруг одна партия начинает громче петь, то заглушает кого-то — получается дисбаланс. Это слышно. Поэтому в хоре сложно петь, нужно слушать тех, кто рядом, тех, кто далеко, и на художественного руководителя смотреть. Он четко слышит, кто и что не так делает, и показывает. Так что вокалисты всегда находятся в процессе: не просто рты открыли и поют. Очень много связей между всеми нами. Нельзя выключаться.

— Вы говорили про школьные уроки, а в каком еще направлении хотели бы поработать? С какими формами, жанрами?

— Я понимаю, что время идет и нужен синтез искусств. Хотя тут есть много спорных моментов. Молодежи, конечно, интересно, когда на сцене и поют, и танцуют, и экраны разные на заднем плане что-то показывают — шоу. Интересно, согласна, почему нет? Но хочется, чтобы и хоровое искусство в чистом виде не забывали. Пускай широкая аудитория ходит на синтетическое искусство, но останется хотя бы небольшой сегмент, который любит слушать хор.

— У хоровой капеллы много слушателей?

— Сольные концерты мы проводим в малом зале, и свои 200 человек у нас всегда есть. В планах Альберта Владимировича выйти в большой зал. Камерный для нас уже маловат.

— Как руководство филармонии поймет, что капелле пора сменить площадку?

— Когда спрос на билеты превысит предложение — это простая арифметика. Хотя бывало, людей на концерте собиралось так много, что нам приходилось устраивать еще один такой же. Посмотрим, как получится в этом сезоне.

***
фото: Наталья Гайнутдинова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта