X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

История одной одержимости

Что можно сказать об артистах театра пластики «Eвропа», если они прекрасно танцуют, и это доказывать публике уже не надо?

Что сказать, особенно если ты — обычный зритель, сам не танцор и не хореограф? Может, попытаться рассказать об их новом спектакле «Парфюмер», используя палитру запахов? Постановка, премьера которой состоялась 24 мая, к этому располагает.

Воздух Парижа

Вся история, что показали танцоры «Eвропы» в драматическом театре, вертится вокруг всевозможных запахов. Как вы помните, Жан-Батист Гренуй, главный герой романа Патрика Зюскинда, обладает необыкновенным обонянием. Может учуять любые запахи, даже те, которым человек не придумал названия.

Гения и злодея играет танцор Александр Фуртаев. Он появляется на сцене, стилизованной под улочку Парижа XVIII века, и сразу выделяется из толпы. Хотя артистов на сцене много.

Как работали хореографы, которым удалось каждому герою поставить разные партии, ума не приложу! Между тем, в спектакле более 120 персонажей: сварливая беременная женщина, монашка, девушки легкого поведения, кожевники и мастеровые, дети… Даже настоящей собаке роль дали, а вот обещанного коня на показе 29 мая на сцене не было.

Но вернемся к ГренуюФуртаеву. Этот чудной, ни на кого непохожий человек со странной походкой удивленно и восторженно принюхивается к запахам города. Представьте себя на его месте, то бишь в Париже того времени, где смердят помои, рынок, крысы, черви, грязная одежда, люди. Все смешивается в один ужасный запах. И зритель его может представить. К счастью, только представить, хотя изначально руководитель театра Дмитрий Eфимов для пущего эффекта хотел разрезать на сцене рыбу. Вряд ли наша публика к этому готова. Гренуй — другое дело. Eму-то все равно, чем пахнет. Одержимо, не обращая ни на кого внимания, он вдыхает воздух города и не различает, что пахнет хорошо, а что плохо. Для него все одинаково интересно.

Катя Христозова

Дождь из розовых лепестков

В спектакле неважно, откуда Гренуй взялся, работает ли он подмастерьем у парфюмера. Здесь он сам себе хозяин. Страстно составляет ароматы. На сцене множество баночек-скляночек. Гренуй-Фуртаев за работой очень пластичен, делает все любовно. Во время составления духов он и сам меняется. Выпрямляется спина, движения становятся увереннее. А взгляд напряженный, увлеченный! Свет падает так, что из зала кажется, будто у артиста зрачков нет. От этого образ героя только ярче, интереснее.

Он может быть отчаянно злым, когда аромат не получается таким, как он хотел. Или величественно прекрасным, когда приближается к идеалу.

Смотрю на него, и у меня будто тоже обоняние обостряется. Только наяву это или в мыслях? Непонятно, пока с потолка в зрительный зал не начинают сыпаться взаправдашние лепестки роз. Зрителям это понравилась: от восхищения некоторые уже и забыли, что на сцене-то танцуют, и принялись ловить лепестки. Но лучше бы им посмотреть на артисток «Eвропы», которые изображают прекрасные розы, что грациозно извиваются, находясь под властью Гренуя-Фуртаева.

Катя Христозова

«Парфюмер»

Именно так называется запах, который создали специально для спектакля Eфимова «лучшие носы Парижа». И его, похоже, каким-то образом распрыскивали в зале. Видимо, авторам спектакля хотелось показать зрителям идеальный запах, который стремится создать Гренуй. Ход кажется слишком прямолинейным. Будто у нас забрали возможность представить свой идеальный аромат — ведь, согласитесь, у каждого он свой.

Хотя результат работы французской компании «Male» не слишком навязчив. Аромат то появлялся в зале, то пропадал. Куда заметнее парфюмы зрителей, которые, как водится, пришли в театр нарядными и надушенными. Ноты цитруса сменял запах яблок с корицей. Они-то наверняка не в моей голове?

В какой-то момент мне показалось, что и Гренуй задается этим вопросом. Он ведь своего запаха не имеет, и это приводит его в отчаяние. Потому Гренуй и пытается создать для себя идеальный запах, который покажется совершенным всем.

Катя Христозова

Аромат красоты

Как вы помните, главная нота в парфюме Гренуя — это запах красоты. Чтобы собрать этот аромат, парфюмер убивал молодых женщин. На сцене театра — в танце. И с первой жертвой Гренуй-Фуртаев танцует так страстно, что зритель испытывает смешанные чувства. У меня это нечто близкое к смеси восхищения и страха. Насколько я знаю, Гренуй не испытывал влечения к женщинам, только к их запаху, но постановщики спектакля решили показать иначе.

Потом уже Гренуй-Фуртаев легко и без сожаления сворачивает шеи жертвам. И мне страшно хотелось увидеть танцевальную фразу героя и его главной жертвы — девушки с ярко-красными волосами. Правда, в спектакле они были ярко-розовыми.

И все красиво и здорово, но почему же она не танцует? Не умеет что ли? Не верю. Так или иначе, парфюмер очень быстро забирает у нее запах. А потом, убив, рыдает над ее телом. Почему?! Вряд ли он переживает о том, что ее запах быстро исчез. Герой умеет его сохранять. Неужели, сострадание проснулось? Или даже любовь? На литературного героя не похоже, но что мешает режиссеру спектакля показать свою интерпретацию?

Чтобы ответить на эти вопросы, я бы посмотрела спектакль еще раз. Уверена, многие зрители бы поступили так же, ведь недаром «Парфюмера» показали чаще, нежели планировали. Ажиотаж был таким, что на дополнительном спектакле 29 мая в зале снова не было свободных мест.

***
фото: Парижане ;«Европа» во всей красе ;Александр Фуртаев в роли Гренуя ;Сцена на рыночной площади.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта