X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Начинать надо в самом конце

Во вторник представители теплосетевых компаний собрались на Одесской, 5 и подвели итоги отопительного периода.

Магистральным курсом

Айдар Ильясов, главный инженер «УТСК», напомнил, что в городе 76 км магистральных тепловых сетей (разводящих — 734 км). Большинство магистралей (52,9 км) лежат под землей, остальные — на поверхности. Треть трубопроводов — в ППУ-изоляции.

Предыдущей зимой на трубах большого диаметра было 42 повреждения, этой — 36 (на разводящих сетях, соответственно, 3508 и 3801). Любой, кто в холода оказывался без отопления и горячей воды, и один-единственный порыв воспринимает как катастрофу.

«На самом же деле, — говорит Ильясов, — потери тепловой энергии на магистральных сетях у нас — на уровне норм Минэнерго. В ближайшие два года этот показатель снизят еще на 17%. Задача представляется вполне выполнимой. За предыдущие пять лет благодаря реализации инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения города повреждения тепломагистралей сократились на четверть. За этот период заменили 11 км магистральных тепловых сетей, еще 6,5 км заменят до 2019 года».

С хорошими трубами легче подключать новые объекты и решать застарелые проблемы теплоснабжения, например, в районе Дома обороны. В этом году для улучшения ситуации запланирована модернизация перекачивающей станции N 3. Она позволит поддерживать давление в сети на «хвостовых» участках магистралей, идущих от ТЭЦ-2. Капитальный ремонт этим летом проведут и на семи участках магистральных теплотрасс: по улице Дзержинского, Энергетиков, Волгоградской, Широтной, Пермякова, Мало-Загородной и Максима Горького (их включили в план после анализа повреждений за предыдущие отопительные периоды). Eсли составить эти отрезки в одну линию, получится 4,2 км. Хотя ее надо делить пополам, ведь трубы идут в две нитки.

Кто теплу в доме хозяин

Улучшать систему теплоснабжения города должны и сами потребители. «Где мы, и где — теплотрассы? — с возмущением скажет кто-нибудь. — Что, мы сами должны их закапывать и раскапывать?!» Речь не об этом. А о том, что качество теплоснабжения зависит и от состояния внутридомовых коммуникаций, индивидуальных и центральных тепловых пунктов. Они, как «узкое горлышко» на проезжей части, — сколько ни строй магистралей в шесть рядов, если они упрутся все в одну полосу, то застопорят все движение. Поэтому плановые работы по подготовке к зиме должны вести и управляющие компании.

Типичная проблема жилого фонда — превышение норматива расходов сетевой воды. Когда у одних потребителей расход завышен, другим не хватает. А из-за неисправности инженерного оборудования в домах — перетопы и недотопы. Их легко определить по температуре в квартирах — то так жарко, что без открытой форточки не выживешь, то так холодно, что без шерстяных носков замерзнешь. Но дело не только в дискомфорте. Локальный дисбаланс сказывается на работе всей системы. После перетопа температура обратного теплоносителя, который возвращается на ТЭЦ, значительно выше нормы.

Несколько последних отопительных сезонов энергетики отмечают и неполное дренирование систем теплопотребления в домах. Зимой при порывах, когда воду надо слить, она не уходит, а так и стоит в трубах — на чердаках, в техподпольях. До размораживания — один шаг.

Не лучше, если в домах не установлены регуляторы теплоснабжения. В морозы, когда теплоноситель выводят на максимальные параметры, горячая вода в кране превращается в кипяток вместо 65 градусов по норме.

Готов ли потребитель брать на себя ответственность за качество теплоснабжения? Понятно, что ответственность — не удовольствие. Eе надо нести, предпринимать какие-то действия. Проще сказать: «Я плачу деньги, вот и обеспечьте мне качество». Суммы в платежках за централизованное отопление, действительно, большие. Но если трубы — имущество муниципальное (его арендуют теплосетевые организации), то квартира — наша собственность. Кто за порядком в ней должен следить? Это как в дачном обществе — дороги, электроснабжение — общие, а дом у каждого свой. Исправны ли там печь, дымоход, скважина — дело личное.

Проблемы теплоснабжения внутри многоквартирного дома, — головная боль не генератора тепловой энергии, а потребителей. Чем больше недостатков, тем выше суммы в платежках. Управляющие компании прекрасно это знают и в курсе, какое оборудование и как надо готовить к отопительному сезону. Eсли что-то не сделают — не получат паспорта готовности. Правда, это пугает не всех. В прошедший отопительный сезон 110 компаний его так и не получили. За их равнодушие заплатили рублем мы.

— Мы заинтересованы, чтобы потребители тепловой энергии понимали, как работает сложный механизм теплосетевого комплекса города, — сказал Павел Перевалов, заместитель главы администрации города. — Чтобы знали, как с технической и технологической точки зрения выполняются те или иные операции, какие необходимы материалы, оборудование, резервы, чтобы без проблем проходить отопительный сезон. Мы все заинтересованы в том, чтобы конечный потребитель знал, за что он платит.

С холодной головой о «горячих» темах

Пик нынешнего отопительного сезона прошел без серьезных инцидентов. Обошлось без таких ЧП, как в январе 2014 года, когда произошел крупный порыв магистральной теплотрассы на улице Харьковской. В самый мороз без тепла остались несколько десятков домов, в некоторых полопались батареи. Зато в этом году всем запомнился порыв во время температурных испытаний на теплотрассе по улице Горького. Обе эти улицы запитаны от ТЭЦ-1, именно в этом контуре и проводились температурные испытания. Такие тесты энергетики обязаны делать раз в пять лет. Во время предыдущих испытывали только теплотрассы, идущие от ТЭЦ-2. Тогда насчитали около десятка повреждений на магистральных сетях, в этом году — только два.

— Порывы сетей во время температурных испытаний были всегда, — сказал Александр Перекальский, директор тюменского филиала «УТСК», — Для этого испытания и проводятся.

Все ли сделали городские власти и сетевые организации, чтобы предотвратить этот масштабный порыв? Представители «УТСК» пояснили, что все нормативные требования они выполнили. Выставили 20 наблюдающих по периметру. Но место порыва заранее определить невозможно.

— Eсть методы, которые используют косвенный анализ, — объяснил Павел Перевалов. — По возрасту эксплуатации тепловых сетей определяют «слабые точки». Иногда для диагностики используют дронов, роботов. Но от травмирующих методов диагностики пока не отказаться, мешают законодательные ограничения.

Впрочем, эксперименты ведутся. В Тюмени выполнили тепловизионное обследование магистральных тепловых сетей, в Санкт-Петербурге на трубах малого диаметра используют волновые приборы. Но официально альтернатива испытаниям максимальной температурой и давлением не утверждена.

Сейчас теплосетевое хозяйство города перешло в следующую стадию — к опрессовкам и капитальному ремонту. Подготовка к новому отопительному сезону началась.

***
фото: Ремонт теплотрассы по ул. Дзержинского.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта