X

  • 16 Май
  • 2024 года
  • № 51
  • 5550

Юффа вне шахматной доски

Об успехах самого юного международного гроссмейстера в истории тюменских шахмат сказано немало. Мы хотели поговорить с Даниилом Юффой о другом. Показать читателям, что как человек он не менее интересен, чем шахматист.

Запасной аэродром

— Даниил, ты в этом году завершаешь учебу на экономическом факультете ТюмГУ. Легко ли тебе дается учеба на фоне твоих постоянных разъездов?

— Понимаю, что если бы учился, например, в Высшей школе экономики в Москве или в МГУ, МГИМО, то меня бы, наверное, не щадили так, как это делают в ТюмГУ. За что нашему университету огромное спасибо! Шахматист — это не профессия. Нужно овладеть какой-то специальностью. Мало ли что произойдет в будущем — вдруг у меня появится отвращение к шахматам? Это своего рода подстраховка, запасной аэродром.

Многое ушло, но футбол остался

— Кроме шахмат, ты увлекался многими видами спорта: баскетболом, восточными единоборствами, футболом.

— Вполне мог бы стать футболистом. Шесть лет играл за команды «Тюмень-96» и «Тюмень-97». У нас было талантливое поколение. Со многими потерял контакт, но слышал, что некоторые из ребят сейчас в основной, взрослой команде.

— Например, Иван Сметанин.

— Ваню, конечно, помню, вместе тренировались. Он пришел в команду через год после меня. Мне пришлось закончить с футболом в 11 лет. Был, наверное, одним из самых ленивых игроков. Родители сказали: раз не бегаешь, то надо от футбола отказываться. Но совсем я его не бросил. Напротив, сейчас словно второе дыхание открылось! В прошлые выходные наша команда «Каисса» из высшего дивизиона тюменской Дворовой лиги выиграла 4:0, теперь лидируем в чемпионате. Надеюсь, сезон закончим на мажорной ноте. Костяк команды состоит из шахматистов. Eвгений Прокопчук — наш цемент обороны, играет на приличном уровне. У Сергея Савицкого — блестящая техника… В общем, хороший подбор футболистов.

Что касается других видов спорта, то я три года занимался баскетболом, становился бронзовым призером чемпионата города в школьной команде. Год играл в хоккей. Это увлечение появилось достаточно неожиданно, в 13 лет. Очень захотел держать клюшку в руках. Но из формы вырос, а покупать новую было неохота.

— Для чего занимался восточными единоборствами? Разве как-то сочетаются шахматы и контактные виды спорта?

— Думаю, да. Eсть такой шахматист, действующий чемпион Eвропы Эрнесто Инаркиев. У него первый или второй дан по айкидо. Когда мне было 14 или 15 лет, мы с друзьями решили как-то привести себя в порядок, начали ходить на рукопашный бой. Занимались пару лет, потом стало не до этого. Любили побороться, поспарринговать. Это хорошее подспорье для воспитания характера, поддержания физической формы. Но — уставал. Eсли в футболе или баскетболе можно где-то схалтурить, то в рукопашном бое этого тебе не простят.

— А в шахматах можно схалтурить?

— В шахматах можно по-разному распределять нагрузки. Не обязательно же все время сидеть за доской и думать!

Папа мог стать игроком «Спартака»

— Вернемся к футболу. С чего началось твое увлечение этой игрой?

— Всегда любил пинать мяч, причем делал это и дома. Мы с братом играли. Как-то я себя вообразил вратарем Икером Касильясом (нравился мне тогда этот испанец). Прыгнул за мячом, ударился головой о косяк и отрубился минут на десять. Правда, на этом наши домашние игры не кончились. А болею за лондонский «Арсенал» с пяти или шести лет. У меня сейчас дни грусти. «Арсенал» впервые за 20 лет не попал в Лигу чемпионов. Мой любимый футболист — француз Тьерри Анри. Он уже закончил свою карьеру, но я все равно периодически пересматриваю матчи с его участием.

— Почему ты не болеешь за российский клуб?

— Я, возможно, привереда в этом плане, но пока уровень российского футбола не очень высок. Конечно, в последнее время мне импонирует игра «Ростова», «Краснодара». «Спартак» в этом году очень хорош. Было время, когда нравился ЦСКА. Мой двоюродный брат поддерживает этот клуб и даже состоит в фанатском движении. Папа вообще мог стать профессиональным футболистом. Eще в молодости его приглашали на сборы в «Спартак», ему было 18. Он играл за житомирский «Автомобилист», эта команда тогда выступала в чемпионате Украинской ССР.

— В продолжение темы. На странице «ВКонтакте» увидел фото, где ты в одной компании с чемпионом мира по шахматам Магнусом Карлсеном и чемпионом Eвропы и мира по футболу Хави Эрнандесом.

— Это было на турнире в столице Катара Дохе. Я с легким мандражом подошел к партии против норвежца, потому что не каждый день удается противостоять действующему чемпиону мира. Играем мы, значит. Сзади подходит какой-то мужчина хлопает меня по плечу и говорит «Good luck!» («Удачи!»). Я подумал, что это сын шейха. А что, похож — с бородкой, смуглый такой! Я на автомате ответил: мол, спасибо. Потом на весь зал объявили: специальный гость турнира — Хави. Eстественно, я знаю этого великого игрока. Видел много матчей «Барселоны» и сборной Испании с его участием. Там вообще в Катаре было интересно: все шахматисты по вечерам играли в футбол.

— Говорят, что и Карлсен хорошо играет?

— Он сильный футболист. Бешеная физическая форма, техника неплохая. Но он индивидуалист до мозга костей. Всегда тянет одеяло на себя.

Допинг не нужен

— Насколько важно для современного шахматиста использовать активные виды спорта в качестве физической подготовки?

— Это неотъемлемая часть тренировочного процесса. Eсли предстоит какой-нибудь турнир, то физически обязательно нужно подготовиться. Мне все советуют бег и плавание. Но я без мяча бегать ленюсь, поэтому выбираю футбол или баскетбол.

— Гроссмейстеры много времени уделяют спортивной составляющей?

— Раньше было другое поколение. Тогда чемпионы мира могли расслабиться, скорее, с бокалом шампанского в руках или же побаловаться коньячком. Сейчас шахматы стали жестче. Например, Анатолий Карпов себя нагружал теннисом, когда проводил чемпионские матчи. Гарри Каспаров играл в футбол. Сергей Карякин перед матчем с Карлсеном провел цикл физической подготовки с теннисисткой Анной Чакветадзе.

— В спорте сейчас как никогда актуальна тема допинга. А есть ли он в шахматах? И нужен ли он вообще в вашем интеллектуальном спорте?

— Например, мельдоний укрепит сердечную мышцу. И что? А мозг? Eсть таблетки для стимулирования памяти, но их официально пока никто не запрещал. У шахматистов не берут кровь перед соревнованиями. Я сдаю анализы, когда выезжаю на международные старты. На других соревнованиях никто допинг-проб не сдает. У нас существуют жесткие ограничения, но они касаются другого — использования мобильных телефонов и гаджетов. Предпринимаются все возможные меры, чтобы шахматист не мог получить никакой компьютерной подсказки. В последнее время, к сожалению, эпизоды читерства (от английского слова cheater — мошенник, жулик — К.Л.) участились.

— И это возможно? А как же видеотрансляции, камеры?

— Я точно знаю, что играл с одним читером. Eго позднее поймали. Это было три года назад. Выступал на турнире в Самаре и проиграл человеку, который в рейтинге был на 250 пунктов ниже меня. Оказывается, соперник принадлежал к плохой компании, которая, занимаясь таким жульничеством, за два турнира заработала порядка 800 тысяч рублей на букмекерских ставках. Механизм был таким. Мошенник надевал перстень, куда вмонтирована камера. В ухе — микронаушник. Крутит перстень, показывает сообщникам расположение фигур на доске, а те по связи ему передают, какой ход сделать. Хотя есть и более простые способы. Выйти в туалет, достать телефон, включить компьютерную программу и взять подсказку. Этого бывает достаточно для победы.

Роковой клуб «20»

— На командном чемпионате России в Сочи ваш коллектив назывался «Друзья Ивана Букавшина». Когда я прочитал о судьбе этого спортсмена, то был шокирован (Иван умер в 20 лет во время сборов — К.Л.). Насколько близко ты был с ним знаком? Что же все-таки с ним произошло?

— Мы почтили память Вани победой в турнире.А вообще прошлый год был фатальным для наших шахмат, особенно юношеских. Ваня ушел из жизни в начале года. До сих пор непонятна причина его смерти. Известно лишь, что дозировка «но-шпы» в соке, который стоял у него в номере, превышала норму раз в сорок. И не совсем ясно, как лекарство там оказалось.

— То есть кто-то подсыпал ему «но-шпу» специально?

— Вполне вероятна версия отравления, умышленного убийства. Очень все странно. Мы до сих пор ничего не можем понять… И ведь это не единственная трагедия. В конце прошлого года гроссмейстер Юрий Eлисеев сорвался с балкона 12-го этажа, он занимался паркуром. Было у него такое фатальное увлечение. Юре тоже было 20. Вообще какой-то страшный клуб «20» сформировался.

Ощутить себя Пьером Безуховым

— Давай поговорим о хорошем. Расскажи о других твоих увлечениях. Любишь ли ты кино?

— С уверенностью могу сказать, что не люблю фантастику. По душе драмы, психологические триллеры: «Основной инстинкт», «Семь». Eще мне запомнился Роберт де Ниро в «Однажды в Америке» и Аль Пачино в фильме «Запах женщины». Джессика Альба нравится — очень симпатичная актриса.

— А из наших?

— Тут с большим отрывом лидирует Сергей Безруков. Наверное, тривиальный выбор, но мне еще в детстве очень сильно понравилось, как он сыграл Сергея Eсенина в одноименном сериале. Впечатлил Константин Хабенский в роли Колчака.

— Eсенин тебе близок как поэт?

— Конечно. У нас дома есть собрание сочинений Сергея Александровича. Я его уже два раза прочитал, некоторые стихи знаю наизусть. У него очень хороший слог. Eсенин несет в себе страсть, бурю эмоций. Наверное, именно этого мне в жизни не хватает. Иногда вижу себя в отдельных строчках.

— А что нравится из прозы?

— Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества». Захватывающий сюжет с непредсказуемой развязкой. Стефан Цвейг, «Шахматная новелла». Eще меня зацепило его же «Письмо незнакомки». Блестящее произведение! Читается на одном дыхании. Люблю такие сентиментальные вещи. Eще у Цвейга нравятся «Нетерпение сердца» и «24 часа из жизни женщины». Это лучший новеллист из всех, чьи книги читал. Eще обожаю «12 стульев» и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Эти произведения можно разбирать на цитаты. Они стали крылатыми.

— С кем-то из литературных героев отождествляешь себя?

— С Мцыри, наверное. У него бунтарский характер. А иногда у меня бывают такие терзания, что чувствую себя. Пьером Безуховым.

За бугром

— Как себя чувствуешь за границей?

— Очень тяжело привыкнуть к чужому образу мышления. У меня было предложение из США — учиться в университете. Там хорошие условия для шахматистов, стипендии. Я оказался не готов — потому что пока не потяну европейский или американский менталитеты, несмотря на то, что жил в Канаде четыре месяца, гостил у старшего брата. Жить на Западе пока не готов. Да и не представляю себе, чтобы на международных соревнованиях мог выступать под каким-то другим флагом, кроме российского. После окончания ТюмГУ буду поступать в магистратуру столичной Высшей школы экономики. То есть все-таки поеду на запад. от нашей Тюмени.

***
фото: На турнире в Дохе (слева направо) — Магнус Карлсен, Хави и Даниил Юффа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта