X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Полк ДПС: сорок пять лет на посту

Водители, которых остановили сотрудники дорожно-патрульной службы, с искренним недоумением смотрят на нас с Eкатериной Христозовой, добровольно подъехавших к экипажу. Сами-то они ну никак не хотели попасться на глаза патрульным.

Лейтенант полиции Денис Зубов объясняет: такова позиция всех нарушителей — избегать автоинспектора. Законопослушные водители проезжают мимо дежурящих на дороге полицейских совершенно спокойно. А некоторые, когда их останавливают для проверки документов, даже благодарят за то, что дороги под присмотром. Верю лейтенанту Зубову. Сама лично знаю многих водителей, которые не просто рады инспекторам, а хотят видеть их еще чаще и в большем количестве. Особенно там, где нарушаются правила.

Но автоинспектор, работающий на земле, сегодня — на вес золота. После всех ведомственных оптимизаций к своему 45-летнему юбилею, который отмечается в начале этого года, тюменский полк ДПС подошел с численностью личного состава — 494 сотрудника, 302 из которых патрулируют Тюмень, Тюменский и Нижнетавдинский районы.

Работа сама по себе непростая, а тут еще и нагрузка увеличилась: расширения штата не предвидится, количество автомобилей в городе, наоборот, растет как на дрожжах. Так что трудиться инспекторам приходится за себя и за того парня, который попал под сокращение. Впрочем, прием в подразделение новых сотрудников не остановлен: в полк ДПС идут стажеры.

— Желающих поступить к нам на службу немало, однако требования к соискателям предъявляются очень серьезные — практически как при приеме в СОБР или ОМОН, — рассказывает временно исполняющий обязанности командира полка ДПС майор полиции Игорь Швец. — Во-первых, не должно быть никаких ограничений по здоровью. Во-вторых, рассматриваются кандидаты только с высшим образованием. Желательно с профильным: юридическим или дорожным. В-третьих, надо еще пройти стажировку.

Роман Смирнов, который несет дежурство с инспекторами Денисом Зубовым и Александром Шеломенцевым, сейчас как раз на этой стадии. Стажируется. Работает по тому же графику, что и действующие сотрудники: за месяц уже успел набраться профессиональных впечатлений. Стоял на улице с жезлом в январские морозы, выслушивал нечленораздельную речь пьяных водителей и членораздельную, но гневную — водителей, несогласных с тем, что им предъявляют.

— Хотя в большинстве случаев нарушение — очевидно, — говорит по этому поводу Денис Зубов. — Вот как здесь, например: есть знак направления движения по полосам, а водители как будто его не видят.

Лейтенант говорит про съезд с пермяковского путепровода на улицу 30 лет Победы. Автомобилям, движущимся по крайней правой полосе, предписано уходить на съезде исключительно направо, но водители проскакивают прямо, подрезая других участников дорожного движения и создавая аварийно опасную ситуацию.

— Кто-то считает, что мы дежурим здесь, только чтобы наказать, — присоединяется к разговору Александр Шеломенцев. — Но основная наша цель: приучить водителей соблюдать правила. День подежурим, два дня, на третий нарушать будут меньше…

О воспитательной функции инспекторов говорит и Игорь Швец:

— Само присутствие сотрудника ДПС на дороге — дисциплинирует. Камера, конечно, зафиксирует нарушение, но за то время, пока водителю идет по почте постановление, он успеет нарушить правила еще не один раз.

Катя Христозова

Технический прогресс и автоматизированные системы фиксации правонарушений на дорогах — это, конечно, хорошо, соглашаются сотрудники дорожно-патрульной службы. Но с уточнением: человеческую составляющую исключать из взаимоотношений водителя с законом все равно никак нельзя. В 1972 году, когда был создан тюменский отдельный дивизион дорожного надзора ГАИ (нынешний полк), именно люди вышли на дороги города, чтобы предостерегать других людей от необдуманных поступков. Начало 70-х годов в Тюмени ознаменовалось резким ростом аварийности на дорогах. Этому способствовало развитие нефтяной и газовой отрасли: транспорта в городе прибыло, а качество дорог оставляло желать лучшего. Вот и стали требовать сотрудники дивизиона от водителей — для их же блага — чтобы соблюдали скоростной режим, чтобы пристегивали ремни безопасности и не вздумали садиться за руль пьяными!

Что примечательно, с того времени в этом смысле мало что изменилось. По словам майора Швеца, современные водители допускают все те же нарушения. Только вот дороги стали гораздо лучше, а значит, и скорости — выше. Ну, и водители строптивее.

— Больше всего проблем на дорогах создают молодые люди, — делится опытом Игорь Сергеевич. — Мало того, что чаще других нарушают, у них еще, к сожалению, отсутствует культура общения.

А инспекторам слабину здесь дать нельзя. Их профессия предусматривает сложность и напряженность (официальное определение). Поэтому когда очередной водитель, размашисто жестикулируя, начинает доказывать Денису Зубову, что «никакого знака там нет!», инспектор устало выдыхает и спокойно начинает объяснять, что знак там есть (можно вернуться и посмотреть) — висит не первый год и не просто так. Не выполняя его требования, водители рискуют своей безопасностью и безопасностью других участников дорожного движения. Упертый и громогласный водитель не оставляет нам надежды продолжить беседу с инспекторами, которые, оглядываясь на нас, разводят руками: трудовые будни.

***
фото: Даешь каждому аварийно опасному месту автоинспектора ;Роман Смирнов и Денис Зубов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта