X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Маршрут завода: Первомайская — Утешево

Кто бы мог подумать, что события в Японии могут докатиться и до Тюмени. И так скоро. Два дня назад на заводе «Пластмасс» приостановили строительные работы на новой площадке.

«Мы решили выдержать паузу, — сказал директор завода Сергей Хилиманюк. — Значительная часть нашей продукции идет на экспорт, и как будет дальше развиваться мировая экономическая ситуация, никто не знает. Строить оптимистические прогнозы пока рано».

Цеха нового завода в промзоне, расположенной в трех километрах от поселка Утешево, опустели, ворота закрыты на замок. Хотя посмотреть здесь уже есть на что.

Проект переноса «Пластмасса» рождался мучительно. Хилиманюк нашел документы, датируемые 1958 годом, где говорится, что принято решение перенести предприятие за пределы Тюмени. В начале 60-х на эти цели даже выделялись средства (впрочем, незначительные). Потом, говорит Сергей Геннадьевич, связь времен оборвалась. Вспомнили об этой идее тридцать лет спустя. Закупили железобетонные конструкции, но на этом все и закончилось. В 2005-м наконец-то заказали проект по строительству нового корпуса. Но от начала проектирования до госэкспертизы прошло шесть лет. Несколько раз документ заворачивали на доработку. К технологии у экспертов вопросов не возникало, нестыковки все время обнаруживались по пожарной и экологической безопасности. Проект не успевал перестраиваться под меняющиеся технические регламенты.

Точка была поставлена только в 2010 году. В июне главная государственная экспертиза дала положительное заключение: проект соответствует всем существующим нормам, требованиям и законам.

Стройплощадку выделили не в чистом поле, а на территории бывшей базы «Агропромснаб». Безусловным плюсом такого выбора была действующая инфраструктура: асфальтированные дороги, железнодорожные пути, подведенные коммуникации. Если строительство начинать с «нуля», оно обойдется значительно дороже.

На сегодняшний день все самое тяжелое на новой площадке построено. Залиты фундаменты, возведены производственные корпуса, завезено оборудование (его приобретение оплатили три года назад).

Строительство и оснащение завода планировали закончить за год-полтора, но события в Ливии и Японии вмешались в этот сценарий. Аналитики прогнозируют, что события в этих странах повлияют на макроэкономику. Приходится учитывать не только оптимистические, но и пессимистические варианты. Продукция завода «Пластмасс» поставляется на фанерные предприятия, которые много экспортируют, в том числе, и в Японию. До кризиса 2008 года 60 процентов фанеры уходило на экспорт, а после кризиса фанерные предприятия и вовсе переориентировались на внешние рынки. « Пластмасс» решил не рисковать — остаться под старой крышей и при прежних объемах.

Площадка в промзоне Утешево занимает полтора гектара. Здесь построена эстакада трубопроводов, подведены электроснабжение, газ, пробурены скважины. К новым цехам проложены две дополнительные железнодорожные ветки. Возле главного производственного корпуса установлены 100-кубовые емкости для хранения формалина и метанола (пока они пустуют).

Производство формалин а и формальдегида на «Пластмассе» будут осваивать впервые. Ради снижения себестоимости продукции, главные компоненты на заводе решили делать сами. Сергей Хилиманюк уверен, что новые процессы освоят успешно. В технологии производства формальдегида за 120 лет ничего нового не изобретено.

В новых цехах будут рядом расположены сразу два производства — формальдегида и смол. На первом смонтированы реакторы и формалиновые колонны (произведенный продукт вначале будет уходить на хранение на улицу, и только потом снова возвращаться в цех). Неподалеку — реакторы для производства смол. Этот товар боится охлаждения, поэтому на улицу его выносить нельзя. Смолы будут сразу закачивать в резервуары, а потом в железнодорожные цистерны.

Сейчас на заводе производят 16 марок смолы. Как ни странно это звучит, есть даже водорастворимые. Такие, например, используют при изготовлении минеральной ваты. Саму основу делают из расплава щебня, а связывают волокна тюменской смолкой, которая при отвердении и придает минвате узнаваемый желто-зеленый оттенок.

Разумеется, предусмотрены помещения и под лаборатории. Именно здесь рождаются новые смолы. По словам директора, 90 процентов этой продукции создал ведущий химик предприятия Николай Паршуков. Его изобретения применяются и в мебельной, и в химической, и в строительной, и в космической промышленности. Тюменские ноу-хау знают по всей России, но самим тюменцам они почти неизвестны.

Хилиманюк признался, что он никогда не думал, что будет директором завода. Таких далеко идущих планов не строил. Просто, считает, повезло. И с прежним директором — Андреем Климовым, и с командой, которую он создал. «С такими увлеченными трудоголиками можно горы свернуть», — говорит Сергей Геннадьевич. Хотя главное в любом деле, считает он, — видеть картину в целом.

***
фото: Сергей Хилиманюк.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта