X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

Арто — знаменитый человек, но мы его не знали

Об Антонене Арто, актере, режиссере, художнике и теоретике театра, тюменский зритель, и вправду, знает мало. Или вообще ничего.

Он творил в 20-30-х годах прошлого века во Франции. Для Тюмени наших дней стал открытием, как справедливо написали в пресс-релизе к этому событию. Выставка «Арто. Театр и его двойник» открылась 3 февраля в холле четвертого этажа Тюменского драматического театра — 2l планшет с фотографиями и текстом. Это большой рассказ о жизни неоднозначного режиссера, которого сами французы называют великим и странным одновременно.

… Я долго всматривалась в содержимое планшетов, пытаясь понять, кому же они посвящены. Имя Арто мне ни о чем не говорило, как и большинству пришедших на открытие. Жан Марэ? Знаем, видели фильм «Горбун», многосерийный «Жозеф Бальза-мо» и другие картины. Жана-Поля Бельмондо тоже знаем. Обязательно вспомним Алена Делона. Сможем назвать еще три-четыре известных французских имени. Но кто же такой Антонен Арто? Знают, наверное, театроведы и режиссеры, потому что обычному зрителю вряд ли придет в голову раскапывать информацию об актере театра и кино, жившем почти век назад. Тем более что видеоматериалов об Арто не так уж много: только несколько кинолент. А как он играл на сцене, мало кто из ныне живущих французов может помнить.

Времени на разглядывание фотографий и чтение текстов всем хватило: генеральный консул посольства Франции в Екатеринбурге Пьер Филатофф, который должен был проводить церемонию открытия экспозиции, задержался.

… Как рассказывают интернет-ресурсы, выдающие на запрос «Антонен Арто» огромное количество ссылок, герой театральной экспозиции был человеком неспокойным. Говоря о нем, знатоки французского театрального искусства даже применяют словосочетание «шоковая терапия». Попробуем хоть немного приподнять завесу и предположить, в чем причина шока.

Виктория Ющенко

При жизни Арто чаще всего называли вовсе не великим, как теперь, а сумасшедшим. Он действительно страдал психическим расстройством, часто лечился в клиниках и с юности был зависим от сильнодействующих лекарственных препаратов.

Он стал известен как поэт, затем как актер театра и кино. К сожалению, спектакль «Трехгрошовая опера», поставленный режиссером Георгом В. Пабстом, мы уже не посмотрим. Но фильмы с участием Арто найти можно. «Лукреция Борджиа», снятая Абелем Гансом, «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера и другие ленты сохранили пластику, мимику и голос актера.

Арто не просто интересовался театром, он создал собственную теорию о том, каким театр должен быть. Был убежден, что в ходе спектакля актер должен оказаться в таком же положении, как обычный человек в пограничном состоянии. Грубо говоря, на сцене не столько разыгрывалась трагедия, сколько переживалась актерами по-настоящему. Так родился крюотический театр Арто, или «театр жестокости». И хотя в нем показывали человеческие страдания, это были страдания ради очищения. Критики в голос говорят, что театр Арто — это антитеатр. Сама его суть — в отрицании лицедейства.

Виктория Ющенко

Правда, театральная система Арто до сих пор не нашла адекватного воплощения на сцене. Можно даже сказать, что она умерла вместе со своим создателем.

Американский писатель Сьюзен Сонтаг в своем эссе об Арто пишет: «Еще десять лет назад неизвестный за пределами узкого кружка почитателей, сегодня Арто — классик. Но классик непокладистый: это автор, которого культура пытается разжевать, но, по сути дела, никак не раскусит».

И правда, написано об Арто много, но все написанное, скорее, предположения, нежели детальный анализ. Не потому ли и шок, что понять великого и сумасшедшего француза ни современникам, ни потомкам так и не удалось? Он умер в Париже в 1948 году. Информация на планшетах выставки хоть и структурирована от начала деятельности Антонена Арто к ее завершению, собрать ее воедино в своей голове нелегко. Здесь пригодилась бы пояснительная записка, а лучше буклет или даже книга. Их, к сожалению, на выставке нет. Придется побегать по книжным магазинам.

Экспозиция организована при поддержке генерального консульства Франции в Екатеринбурге.

Когда генеральному консулу Пьеру Филатофф задали вопрос: «Зачем надо было везти в российскую провинцию эту выставку?», он ответил, что руководство тюменского театра посчитало ее интересной. Директор театра Владимир Коревицкий называет открытие экспозиции укреплением международных связей. А для нас, зрителей, это шанс узнать что-то новое.

***
фото: Планшет номер два с фотографией Антонена Арто;Пьер Филатофф на открытии экспозиции;Впечатлениями от выставки делится одна из первых посетительниц — Марина Семеновна.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта