X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

«Все новое — хорошо забытое старое»

(Рефлексия в связи со вторым мероприятием из цикла «Губернаторские чтения»)

«Ведь мы — то, что мы думаем. Наши эмоции — рабы наших мыслей, а мы в свою очередь рабы эмоций».

Э. Гилберт «Есть, молиться, любить»

Если мы думаем, что наша страна самая лучшая, то она самая лучшая, если мы думаем, что тюменская земля самая прекрасная, она самая прекрасная! А наш губернатор не только так думает, но и хочет сделать наш край процветающим, а мы, граждане, по идее, должны ему в этом помогать.

«Губернаторские чтения» — это уникальная возможность сверить свои ориентиры в научном и социальном пространстве, определить: правильно ли движется твой корабль, не сбился ли твой компас?

Тема вторых «Губернаторских чтений»: «Российская модернизация: проблемы и вызовы», позволяла развернуть дискуссию. Доклад профессора Национального исследовательского университета

— Высшей школы экономики Иосифа Дискина на эту тему был, безусловно, многоаспектным, интересным, популярным и простым в изложении.*

Здесь из всех многочисленных почетных званий Иосифа Евгеньевича важно отметить то, что он является председателем комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития гражданского общества — вот миссия, которая ему отведена в политическом векторе его деятельности.

Собственно в докладе прослеживалось два основных направления: «Глобальные и внутренние вызовы России» и «Модернизация: задачи гражданского общества».

Основная мысль докладчика в контексте построения гражданского общества заключалась в том, что мы не должны играть роль «флюгера» (куда дует ветер перемен, туда и разворачиваемся), нам следует быть источником, который способен вызывать ветер, следует находить точки роста и не «забалтывать», а реально участвовать в общественных процессах.

Остановившись на глобальных и внутренних вызовах России, профессор Дискин выделяет три вызова и сразу дает рекомендации:

«1. Изменение глобальных «правил игры» — комфортное место для России в мире;

2. Технологическое отставание — переход к инновационному развитию;

3. «Закон да Токвиля» — справедливая» социальная динамика, высокие темпы роста».**

На основании этого делается вывод о том, что модернизация -это единственный путь, поскольку приемлемые альтернативы отсутствуют: либо Россия будет великой державой, либо ее не будет вовсе как значимого глобального субъекта.

О разразившемся мировом кризисе, в частности, в России, написано огромное количество работ, еще больше устных высказываний, точек зрения, да и научное сообщество не пришло к консенсусу по этому вопросу. Автор доклада выделяет целых четыре кризиса и предлагает соответственно четыре выхода из них.

В данном случае не представляется возможным провести подробный анализ, но автор статьи стоит на позиции: кризиса нет, он смоделирован. К примеру, достаточно взглянуть вокруг и убедиться, какое беспрецедентное интенсивное строительство — за одно лето на дачных участках вырастают коттеджи (не дачные домики), быстрее, чем в грибы в дождливую погоду!

Наряду с главной идеей оптимистического подхода, докладчик говорит не о достоинствах или недостатках глобализации вообще, а об однополярной модели глобализации, которая является «ловушкой роста», отмечается, что важен фокус стратегии — поиск высоко маржинальных секторов.

Профессор Дискин стоит на позиции, что сырьевой зависимости у России нет. Ресурсы следует продавать, пока на них есть спрос. Вскоре нефть станет обычным продуктом, когда появится альтернативное топливо.

По мнению профессора, модернизация — это борьба за умы и сердца. Вместе с тем, думается автору, что модернизация — это скорее улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями, а в историософском значении — макропроцесс перехода — от традиционного общества к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному, от постиндустриального к информационному и т.д.

А в каком обществе живем мы и к какому переходим?

Для начала, может, следует разработать программу развития, поставить цели и задачи перед государством и его гражданами, чтобы люди знали, что им делать, что их ожидает в будущем, чтобы появилась некая составляющая предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне, тогда, возможно, появится и доверие к власти, тогда и не надо будет формировать это доверие? Много говорили о национальной идее, но она у нас так и не родилась…

Когда речь в докладе шла об уроках модернизации (правда, не совсем понятно — какие и чьи уроки), профессор Дискин выделил следующие: «Модернизация -политический проект, имеющий идеологическое измерение, а не продукция «естественного развития системы» (примечание автора данной статьи: в связи с этим возникает вопрос: о какой идеологии идет речь? У нас есть идеология?); «Прямое заимствование институтов не дает эффекта. Нет четкой взаимосвязи решаемых проблем и институциональных инструментов и средств» (примечание автора: разве точечное заимствование чего-либо приносило кому-нибудь успех? Поэтому столь необходима целостная концепция развития, где будет четкая взаимосвязь проблем и инструментов их решения).

Вывод докладчика: «России нужен модернизационный проект, отвечающий ее специфике».

Какие конкретные задачи модернизации должна решать демократия? По мнению профессора Дискина:

«1. Формировать атмосферу доверия к государственным институтам, стимулировать экономическую и социальную активность основных субъектов модернизации;

2. Расширять социальную поддержку модернизации; определять ее задачи на основе учета и баланса интересов основных «игроков»;

3. Обеспечивать « обратную связь», своевременно корректировать задачи модернизации, обеспечивать практичность и действенность институциональных норм».

Вторая из этих задач — «овцы целы, волки сыты», одна из наиболее трудно решаемых, самых сложных, если не сказать: не имеющая решения задача. Ее тем или иным способом пытаются решать все народы во все времена.

«Обратная связь» — это краеугольный камень любого взаимодействия, является одним из базовых критериев развитости управленческих отношений.

Профессор Дискин подчеркивает следующие важные моменты:

— эвентуальный спрос на демократический порядок;

— политическое изменение развития, селекция элит;

— сознательное создание монополий, монопольных предпочтений (выявить, что монопольного есть в Тюмени?);

— возможности качественного образования;

— другой способ размышления;

— где взять деньги? (примечание автора статьи: Остап Бендер тоже был озабочен именно этим).

В завершение своего выступления профессор предлагает актуальные приоритеты для развития гражданского общества такие как: повышение взаимного доверия власти и общества; развитие механизмов обратной связи; общественный контроль.

С нашей точки зрения, власть обязана завоевывать доверие общества, и не словами, а делами; чтобы работали механизмы обратной связи, власть должна быть заинтересована в этой обратной связи; общественный контроль следует осуществлять независимым организациям, которые не финансируются органами власти.

В своем выступлении, в качестве содокладчика, «Образование вообще и профессиональное, в частности» академик Куцев выделил три направления:

1. Образование для трудовой деятельности;

2. Непрерывное образование;

3. Образование как образ жизни.

Президент ТюмГУ отметил необходимость повышения индекса развития человеческого потенциала и социального капитала региона, назвал систему дополнительного профессионального образования источником инновационного развития (примечание автора статьи: возможно, речь идет о системе непрерывного образования, куда включается и дополнительное. Кроме этого, образование по требованию, которое еще предстоит развивать в России, является именно источником инновационного развития и отвечает вызовам времени. Наконец, институт повышения квалификации, который выполнял особую функцию в вузах и был обязательным, упразднен, со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Академик делает акцент на то, что институт образования подвержен процессам глобализации (примечание автора статьи: вхождение в Болонский процесс будет иметь великое множество издержек, зачем мы идем туда, где хуже? Кто такой бакалавр? Как стыкуется магистратура и аспирантура? Что делать с докторантурой? Высказывание профессора Дискина на предмет того, что удалось спасти от болонского процесса несколько вузов в качестве источников творческой мысли и инноваций, в то время как именно Высшая школа экономики являлась инициатором и калькировала в свое время систему американского образования, приводит в замешательство: одних «толкаем» в Болонский процесс, других «спасаем». Где смысл и логика?)

Совершенно исключительным было заявление академика о необходимости формирования социально-культурной среды студентов (их более 100 тыс. в городе): пора подумать о Доме культуры студентов, Доме ученых, специальных магазинах для студентов и т.д., что, кстати сказать, было поддержано Владимиром Якушевым.

Позволим себе привести в виде тезисов интересные моменты из ответов профессора Дискина на вопросы участников губернаторских чтений:

— инновации возникают только на стыке наук;

— формировать проблемное междисциплинарное видение;

— талантливых людей необходимо возвращать в Россию;

— развивать менеджмент высоких технологий;

— находить в фундаментальных исследованиях зародыш инновационного развития;

— нефть и газ нужны не вообще, а для того, чтобы получать за них деньги;

— должно быть разумное соотношение крупного и малого бизнеса;

— возрождать умение управлять большими проектами. То, что делалось в СССР, это и было управление крупными проектами;

— модернизация — персонифицированная ответственность, время героев;

— проводить мониторинг фундаментальных исследований, которые не использовались в жизни;

— банки задыхаются от отсутствия проектов;

— отсутствуют дизайнерские центры, которые могли бы превращать идею в реальный продукт.

Губернатор Якушев в резюме отметил, что у нас слишком много реформ проводится в образовании, а к чему они привели? Где результаты?

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях. Это еще и способ заставить себя думать.

Модернизация — это не только время героев, но и время думающих — рефлексирующих людей.

При этом возникает чувство ирреальности, что все это я уже давно знала, слышала, проходила, но что-то очень-очень важное ускользает, а я не могу этого уловить.

Помогите, люди!

* С его лекцией в Общественной палате «Модернизация и гражданское общество» подробно можно ознакомиться по адресу (www.hse.ru/…/flncKHH%20-%20 МОДЕРНИЗАЦИЯ%20И%20 ГРАЖДАНСКОЕ %20ОБЩЕCTBO.pdf).

** Алексис де Токвиль в 1835 г. написал книгу «О демократии в Америке» — о преимуществах данной системы в Соединенных Штатах. — Прим. автора.

С.М. Моор, доктор социологических наук, профессор.

***
фото: Профессор И. Дискин

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта