X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Эликсир для развития речи

Оказывается, что держать язык за зубами — большое искусство, которому надо учить с малолетства. Особенно детей, страдающих нарушениями речи.

Каждый ребенок — особый мир, со своими достижениями и упущениями, поэтому даже при одном и том же заболевании, при схожем диагнозе, двух одинаковых подходов к лечению не бывает. И чем шире спектр возможностей, чем больше выбор методик и технологий лечения, тем выше вероятность составить именно тот «оздоровительный коктейль», который окажется волшебным эликсиром для ребенка.

В январе на базе Центра восстановительной реабилитации «Пышма», что находится в зеленой зоне в сорока километрах от города, открылось новое отделение, которое будет проводить комплексную реабилитацию детей и взрослых, страдающих речевыми расстройствами. Всего в этом году смогут пройти реабилитацию более з0о детей.

На прошлой неделе состоялся первый заезд. «Пилотную» группу набрали не очень большую — 16 человек. В нее включили детей от трех до 12 лет, чтобы посмотреть, насколько эффективно действуют разработанные в центре уникальные синтетические методики для различных возрастных категорий -от младших дошкольников до подростков.

К открытию «речевого» отделения в «Пышме» готовились давно. Изучали отечественный и зарубежный опыт, подбирали литературу, ездили на курсы повышения квалификации, приглашали к себе ученых из ведущих научно-исследовательских институтов. «С самого начала, — говорит Алевтина Лузина, директор центра, — перед нами стояла задача разработать комплексные методы лечения, включающие в себя знания на стыке нескольких наук: различных отраслей медицины, психологии, педагогики, социальных дисциплин и компьютерных технологий». Подобный подход не практикуется пока ни в одном из лечебных и реабилитационных центров на территории Уральского федерального округа.

Курс детской реабилитации рассчитан на 21 день. Отрывать детей на три недели от родителей было бы неправильно, да и эффективность воздействия в этом случае снижалась бы. Поэтому смену сделали смешанной, и дети приехали на лечение вместе с родителями. Вместе они ходят на процедуры, на занятия, на тренинги.

Галина Безбородова

Умение говорить — это не фигурное катание и не танцы, куда можно отвести ребенка одного на час-полтора, оставить, а потом забрать. Выполнять различные па малыш может научиться и самостоятельно, а с речевыми навыками все намного сложнее. Поставить труднопроизносимый звук квалифицированный логопед может и за несколько занятий, но если после достигнутых успехов все бросить и больше не заниматься, приобретенное улетучится, сойдет на нет, как будто и не бывало. Врачи не раз отмечали этот эффект, поэтому и говорят, что без помощи родителей они, практически, бессильны. Если мамы педантично и скрупулезно выполняют рекомендации врача, по 5-6 раз в день занимаются с ребенком, выполняют упражнения, делают массаж — эффект получается более продолжительный и стойкий. При этом начинать заниматься надо как можно раньше.

Каждый упущенный год для развития речевых навыков идет за два. Многое исправить, потом будет гораздо сложнее, если вообще возможно.

Впрочем, бывают и обратные случаи. Когда ребенок слишком рано начинает говорить, это тоже может принести родителям лишние хлопоты. «Мысль опережает язык», — говорят логопеды. И он начинает заплетаться. Может появиться и заикание, которое потребуется лечить.

В центре реабилитации таким детям предлагают комплекс физиопроцедур, например, дарсонваль (метод электротерапии, названный по имени французского врача-физиолога). Магнитная электростимуляция воротниковой зоны и волосистой части головы не только улучшает сон, но и снижает гиперактивность ребенка. Лучше этот неуемный моторчик направить в нужное русло.

Четырехлетней Лере эта процедура очень нравится. Она даже сказку про дарсонваль сочинила — о Петушке. На вопрос бабушки, почему о Петушке, девочка ответила: «Потому что, когда мне волосы расчесывают, он мне сказки рассказывает». Логика не совсем понятная взрослым, но Лере такое лечение нравится, значит, и пользы будет больше.

Очень важно захватить время, когда ребенка можно лечить играя, считают врачи. И используют это в различных методиках. Например, для четырехлетнего Данила занятия с логопедом — одни из самых любимых. Вначале ежик у него бегает по ручкам (ему проводят курс общего массажа). Потом логопед Валентина Молодкина делает ему массаж артикуляционного аппарата — «будит язычок». «Язычок — наш будущий мастер спорта, — объясняет она, — ему тоже надо мышцы подкачать, ведь великими спортсменами становятся не сразу». А потом они играют в звуковые загадки, учатся «держать язык за зубами» и другим «языковым премудростям».

Галина Безбородова

А в соседнем кабинете речевое дыхание осваивает пятилетний непоседа Гриша. Мама с ним занимается у логопедов с четырех лет. Вначале ставили звуки «в» и «л», а теперь борются с непослушной «р». Для этого Гриша даже дуть научился правильно, не раздувая щеки.

Детям с более сложными формами речевых нарушений, например, с дизартрией в реабилитационном центре проводят и такие редко применяемые процедуры как сеансы точечного массажа артикуляционных зон лица и игнипунктуру (комбинированное воздействие игролефлексотерапии и вакуума), традиционное иглоукалывание. Врач-невролог Наталья Алферова признается, что не все дети эти процедуры любят (непривычно, поэтому страшно), но тут все зависит от мам. Или ребенок так до конца курса и прохныкает, или будет лежать спокойно, как взрослый.

В лечении речевых патологий, отмечают специалисты центра, очень важно научить родителей правильно общаться с ребенком. Вместе с ним играть, рисовать, лепить, учить стихи и просто разговаривать. И понимать, что ему действительно необходимо. Дети, считает тифлопсихолог Светлана Нагаева, — хорошие манипуляторы, но если безропотно выполнять их сиюминутные просьбы и капризы, настоящей уверенности в себе им это не прибавит. А она им в жизни будет крайне необходима.

Чтобы вылечить или научить чему-нибудь детей, надо сделать так, чтобы родители играли с ними на одном поле, дули в одну дуду и пели одну песню. И тогда лечение будет той волшебной палочкой, которая становится всесильной, если рядом человек, который любит тебя и поддерживает.

***
фото: Лере очень нравится дарсонваль;Данил учится говорить правильно;Занятия с логопедом для Гриши просто игра

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта