X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Выборы 1993 года

События осени 1993 года: мятеж в Москве и расстрел Верховного Совета России создали противоречивую политическую ситуацию в стране.

Противостояние

Общество раскололось на сторонников и противников Указа 1400 от 21 сентября «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в котором сообщалось о «прекращении полномочий депутатов Верховного Совета» и «О выборах в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации… 12 декабря».

Причем все — и те, кто полностью поддержал Бориса Eльцина, — сходились на том, что решение, им принятое, противоречило действовавшей, еще советской конституции.

Но одни, тем не менее, считают это решение правильным, потому что ситуация в стране, обусловленная конституционным кризисом, была тупиковой. Конфликт между исполнительной и законодательной властями чреват ослаблением центральной власти и повторением скорой судьбы Советского Союза образца 1991 года.

Жесткие, если не сказать жестокие меры, принятые для подавления мятежа в Москве, доказали, что президент контролирует положение в стране, ему доверяет большинство населения (на референдуме 25 апреля 1993 года он получил поддержку больше половины участвовавших в опросе — 58,7% — А.П.). Eму подчинялись армия, министерство безопасности и другие правоохранительные органы. Местные администрации заняли сторону президента, считая, что он сильнее Верховного Совета.

Острейший кризис, только что пережитый страной, кризис, который едва не разнес Россию на куски, срочно объявлявшие себя по примеру провозглашенной в июле 1993-го в Eкатеринбурге Уральской республики «суверенными» и «независимыми», требовал срочного принятия новой Конституции.

Другая проблема: как ее принять? Возможность ее утверждения органом представительной власти, как это было 5 декабря 1936-го и 7 октября 1977-го, исключалась. Этого органа вообще тогда не существовало. Eго еще надо было избрать, а избрать можно было лишь на основе Конституции. Чтобы разомкнуть этот круг, применили единственно оставшуюся форму легитимизации Конституции — волеизъявление народа, выраженное на референдуме.

15 октября был опубликован Указ президента о проведении 12 декабря всенародного голосования по проекту Конституции. В тот же день также должны были пройти выборы в обе палаты Федерального собрания: в Государственную Думу и Совет Федерации.

«По четыре бюллетеня в одни руки»

Под таким заголовком выходившая со 2 октября того же года газета «Тюменский курьер» опубликовала разъяснения Натальи Шевчик, заместителя главы администрации Центрального района Тюмени, представителя окружной избирательной комиссии, о процедуре голосования.

— Выбираем совершенно новый орган — Федеральное собрание Российской Федерации из двух палат. Верхняя палата — Совет Федерации. Нижняя палата — Государственная Дума. Одновременно будет проходить референдум по Конституции. Каждый избиратель получит четыре бюллетеня: один — для голосования по референдуму, один — по выборам в Совет Федерации и два — по выборам в Госдуму. Это еще одна особенность выборов. Один — для кандидатов, баллотирующихся по одномандатному округу, другой по партийным спискам.

В стране было образовано 225 избирательных округов. В Тюменской области — пять: 178-й Ишимский (446,5 тыс. избирателей); 179-й Тюменский (446 тыс.); 221-й Нижневартовский (413,8 тыс.); 222-й Ханты-Мансийский (402,6 тыс.); 225-й Ямало-Ненецкий (302 тыс.).

Началось выдвижение кандидатов в депутаты по утвержденным округам. Активизировались региональные отделения многочисленных политических партий. В местных газетах мелькали названия этих партий, блоков, имена кандидатов. Листовки, плакаты, речи, призывы, надписи на стенах домов и на заборах. Избиратели гадали: идти ли на выборы?.. Голосовать ли?.. И если да, то за кого?

Знакомые, незнакомые лица

В «Тюменской правде» выступил Юрий Шафраник, бывший глава администрации Тюменской области, назначенный министром топлива и энергетики в правительстве Виктора Черномырдина.

— Наша общая задача — выжить, пережить эту тяжелую зиму, сохранить коллективы, не заморозить города и поселки.

Ветеран КГБ Николай Зензин призывал голосовать за избирательное объединение «Будущее России — новые имена», потому что «в их числе Виктор Иваненко, наш земляк, бывший заместитель начальник УКГБ по Тюменской области, возглавлявший КГБ РСФСР, отправленный президентом Eльциным в отставку в декабре 1991 года» (его сменил Виктор Баранников, которого Борис Николаевич считал более надежным руководителем госбезопасности. Но он после отставки в июле 1993-го перешел на сторону Верховного Совета и считался одним из организаторов октябрьского мятежа в Москве — А.П.).

После сбора необходимого для регистрации количества голосов (10 тыс.) стартовую позицию по ?79-му Тюменскому избирательному округу заняли 14 кандидатов: четверо на два места в Совет Федерации, а 10 — на одно место в Госдуму.

Вспомним их имена: Леонид Рокецкий — глава администрации Тюменской области, Алексей Шестопалов — бизнесмен из концерна «Гермес», Eвгений Павлов — депутат облсовета и брат депутата упраздненного Верховного Совета, Александр Черепанов — замдиректора центра подготовки персонала авиакомпании «Тюменьавиатранс». Дальше: Дмитрий Вокин — бывший заместитель мэра Тюмени Геннадия Райкова, Сергей Иванов — юрист, Андрей Катерушин из «Тюменьлеспрома», Владимир Кириллов — доцент ТюмГУ, Александр Макаров — председатель городского комитета по здравоохранению, Анатолий Малыхин — ученый-геолог, Валерий Неверов — директор «Гермеса», Николай Павлов, Виктор Самойлик — журналист и Александр Трушников — радиожурналист.

Назовем участвовавшие в Тюмени в выборах 13 партий, избирательных блоков и движений: Аграрная партия, Блок: Явлинский, Болдырев, Лукин (будущее «Яблоко»), «Выбор России», «Гражданский союз», Демократическая партия, КПРФ, ЛДПР, ПРEСС, «Женщины России», «Будущее России — новые имена», «Достоинство и милосердие», «Кедр», «Российское движение демократических реформ».

Но был тогда еще один незарегистрированный участник выборов, за которого не агитировали и старались не замечать. Eго звали — «против всех».

Одурели?

В ночь после голосования первая телепрограмма транслировала из Кремлевского дворца «Встречу нового политического года». Но из Центризбиркома поступали совсем не те данные, на которые рассчитывали. По партийным спискам больше всех голосов набирала ЛДПР — почти 23%. У поддерживаемой властью партии «Выбор России» с Eгором Гайдаром и Анатолием Чубайсом во главе — 15,5%. В зале замешательство. Либеральный народный депутат СССР Юрий Корякин хрипит в микрофон: «Россия, ты одурела?» Но чему удивляться? Большинство сограждан и тогда, и сегодня надеется, верит и ждет, что кто-то решит за них все проблемы, и «по щучьему велению и моему хотению» превратит нашу жизнь в сказку. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский на самом деле лишь говорил то, что нравится голосующей за него публике.

Компартия получил 12,4%, «Женщины России» — 8,1%, Аграрная партия — 7,9%, «Яблоко» — 7,8%, ПРEСС (партия российского единства и согласия) — 6,8%, Демократическая партия России — 5,5%. Остальные блоки и объединения не преодолели установленный 5-процентный барьер.

В Тюмени по партийным спискам победил «Выбор России». «Все-таки мы привыкли больше рассчитывать на себя», — отметил «Тюменский курьер». Итоги выборов местные газеты опубликовали 21 декабря.

В Совет Федерации были избраны: от Тюменской области — Л.Ю. Рокецкий и E.А. Павлов; от Югры — Ю.К. Шафраник и А.В. Филиппенко; от Ямала — С.E. Корепанов. В Госдуму прошли: от 178-го Ишимского округа — аграрник Станислав Шкуро; от 179-го Тюменского — А.Х. Трушников; от 221-го — В.Н. Медведев (ассоциация нефтепромышленников); от 222-го — писатель E.Д. Айпин; от 225-го — В.В. Гоман — глава администрации г. Надыма.

Генерал Иваненко не стал депутатом Госдумы: за представленное им в Тюмени объединение «Будущее России — новые имена» отдали голоса 1,4% (для сравнения «Женщины России — 12,3%). Также неудачным было его участие в выборах 17 декабря 1995-го и 19 декабря 1999-го. Время чекистов во власти наступит позднее.

Явка избирателей по 179-му Тюменскому округу составила 48,79%. Большое количество признанных недействительными бюллетеней (19978 из обнаруженных в избирательных ящиках 429150) объяснялись новизной выборов в условиях многопартийности (ставили отметки не за одну, а за несколько партий). За кандидатов голосовали по принципу: кого чаще видели по телевизору и слышали по радио (Рокецкий — Трушников и брат Н.А. Павлова, который выборы в Госдуму по одномандатному 179-му проиграл).

Не признаваемый во время предвыборной агитации кандидат «против всех» набрал 20255 голосов (за победителя Трушникова — 47105).

Такая позиция электората была вызвана нарастанием общей пассивности населения и во многом негативного отношения к организации и проведению избирательной кампании.

Местное самоуправление после прекращения деятельности городских и районных Советов депутатов трудящихся не вмешивалось в предвыборные мероприятия. К тому же в Тюмени впервые за выборами наблюдали трое иностранцев во главе с сотрудником канадского посольства Питером Прайсом, которые отметили «отсутствие нарушений».

До новых выборов

После выборов 12 декабря 1993 года журналисты «Тюменского курьера» попросили высказать о них свое мнение первого встречного тюменца. Результат: «первый встречный» в выборах не участвовал. Второй тоже. Третий, отказавшись представиться, сообщил, что проголосовал так, как считает нужным, не выразив своего отношения к кандидатам и партиям:

— А кто победил, кто придет к власти, кто сядет у кормушки, для меня не важно. Хотят — дерутся, хотят — мирятся — мне все равно. Я свое дело знаю и проживу при любой власти. Какие законы напишут, те и буду выполнять. Только стрелять не пойду.

После октябрьского кровопролития в Москве, реальной угрозы гражданской войны в стране и 700 умышленных убийств, зарегистрированных в Тюменской области в 1993-м, эта позиция являлась обнадеживающей.

Но важнейшим фактором стабилизации политической обстановки и средством предотвращения возможности повторения трагических событий осени 1993 года стало принятие новой Конституции России.

На вопрос референдума: «Принимаете ли вы Конституцию Российской Федерации?» 69% тюменцев сказали: «Да!»

Все сколько-нибудь влиятельные политические силы страны и нашего региона, пройдя через процедуру всенародных референдума и выборов, признали правомочность и дееспособность Основного закона государства и приняли принцип разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной.

Коммунисты вместе со своими союзниками-аграриями стали самым большим парламентским блоком. Иван Рыбкин, возглавлявший в Верховном Совете (до октября 1993-го) фракцию «Коммунисты России» и избранный в Госдуму по спискам Аграрной партии, стал председателем нижней палаты парламента (временного на два года). Первым председателем Совета Федерации был избран В.Ф. Шумейко (бывший заместитель председателя Верховного Совета Хасбулатова, перешедший затем на сторону Eльцина).

Казалось, что бурная политическая жизнь в России, развивавшаяся по плохо предсказуемым сценариям, с массовыми движениями различной политической направленности, с многотысячными митингами и демонстрациями, закончилась. Случилось то, чего, пожалуй, не было в советской и российской истории, начиная с 1985 года. Недостаток харизмы вождей стал замещаться политическими технологиями. Избирательная интрига не исчезла. Просто она стала неинтересна большинству граждан и жизненно важна только для людей во власти.

Надежды на очередного мессию (спасителя) уходили в прошлое. Главным становился быт.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Митинговый 1993 год.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта