X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Война контента против книги

Владимир Левин, автор и продюсер рейтинговых телевизионных проектов, будучи в Тюмени, рассказал о новом вызове времени: максимально коротком контенте.

Мы писали о том, что Левин хотел бы суметь качественно показать Булгакова за десять минут. Ведь международные корпорации вроде «Disney» вкладывают огромные деньги в производство коротких мультиков и фильмов. А значит — это тренд. В доказательство Левин приводит наиболее популярные интернет-платформы: YouTube и Instagram. Где, по его мнению, публикуется только такой короткий контент. А посетителей там, по результатам статистических исследований, огромное количество.

Действительно, производство информационного фастфуда в последнее время выросло. Но значит ли это, что на него увеличился спрос?

В первую очередь мне бы хотелось обратиться к одной знаменитой фразе братьев Гонкур, писателей-натуралистов: «Газета — естественный враг книги, как проститутка — естественный враг порядочной женщины». Появление газет для издателей книг и писателей было процессом болезненным. Газетчиков обвиняли в поверхностности и в предвзятом взгляде, в сенсационности и бездумной развлекательности, наконец, в заигрывании с публикой. Были опасения, что актуальные и дешевые газеты, которые удобно брать собой в поездку, смогут вытеснить книги. Опасения не оправдались. Но появился новый вызов: который год книгам и печатной прессе обещают смерть и вытеснение электронными СМИ. Ведь последние пишут быстро, а главное, коротко.

Я обратилась к своему «естественному врагу» — журналисту интернет-портала и спросила: действительно ли сегодня читатели рады видеть только короткий контент?

— Я искренне верю в то, что если текст хорошо написан, то его дочитают до конца. Сейчас я учусь этому, — отвечает Дарья Вехтева, культурный обозреватель «Моего портала». — Яркий пример — инстаграм Даши Медыниной. Она чаще всего пишет длинные тексты, какие на этой платформе обычно не читают. Но именно ее — читают.

Нельзя отрицать, что время ускорилось, и короткий контент для многих стал заменой литературному чтению или изучению длинных аналитических материалов. Как и «McDonald’s» для массы людей в свое время стал основным местом приема пищи. Ведь где работающему человеку найти время на правильное питание? Но все чаще появляется агитация здорового образа жизни. А фастфуды вынуждены закупать больше овощей, переезжать в более эстетически привлекательные «ресторанные» здания и вообще бороться за свою популярность. Похожие преобразования происходят и в информационном мире.

Специалисты «Моей территории» — творческого и образовательного пространства в Тюмени, постоянно подстраиваются под потребности современной молодежи. Чтобы знать о них, проводят опросы. В последнее время, по их словам, увеличилась потребность в образовательных лекциях. Все больше молодых людей принимают решение заняться самообразованием. Открытые лекции проводятся в музеях, тайм-кафе, театрах, университетах и, конечно, в интернете. Портал «Открытое образование», где можно бесплатно пройти курсы от ведущих вузов страны, неизменно пользуется популярностью. Один курс может занять месяц, а может и несколько. И у людей находится на это время.

Что касается стереотипов о безнадежно клиповом мышлении и отсутствии у молодых ребят способности концентрироваться, то с этим психологи не совсем согласны.

— Подвижность внимания у детей достаточно велика, а вот способность долго (минут 10) концентрироваться наблюдается далеко не у всех, — рассказывает Eкатерина Громова, семейный психолог, руководитель психологического центра «Маяк». — Но эти характеристики зависят не только от социума и воспитания, а также от структуры нервной системы.

Как и раньше, дети с дефицитом внимания рождаются, но это вовсе не значит, что их стало значительно больше. Ведь «люди книги» и «люди экрана» — такая классификация существует давно. И в этой битве пока ясно одно: корпорации вроде «Disney» будут бороться за то, чтобы мы стали «людьми короткого контента». Как и «McDonald’s» — за то, чтобы мы ели бургеры. Но выбирать, чем питаться, все-таки будем мы сами.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта