X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Важное мнение

Случалось ли вам стесняться высказывать свое мнение о непонятной вам картине, которая при этом вызывает всеобщее восхищение? А между прочим, именно ваш взгляд может оказаться важным. Об этом говорили на XXI конференции «Словцовские чтения», завершившейся в пятницу.

«Словцовские чтения» — значимое событие, на них съезжаются музейщики со всей России. В юбилейный для нашего музейного комплекса год его фонд пополнился редкими документами, а гости приехали из Германии и Франции. Оказывается и в туристической Eвропе есть трудности с привлечением публики в музеи. Именно эта проблема и поиск новых подходов к посетителям стали на конференции ключевыми темами.

Чтобы музеи были интересны, а главное — доступны, специалисты по всему миру обращаются к современным технологиям. — Особое внимание мы уделяем людям с ограниченными возможностями, — говорит Лефевр Бенедикт, генеральный директор центра национальных памятников Франции. — Так, чтобы посетить групповую экскурсию, инвалиду-колясочнику не обязательно подниматься на второй или третий этаж. Помочь ему может робот, который перемещается вместе с экскурсией и является управляемым «аватаром», передающим изображение на экран. Помимо этого во многих музеях у нас доступны виртуальные экскурсии. Их можно посетить даже лежа в больнице.

Роботы, интерактивные выставки, проекции, голограммы, квесты и необычные пространства — это только малая часть тех методов, которыми пользуются современные музеи. У нас новейшие технологии используются тоже. Для участников конференции организаторы провели экскурсию в музей «Россия — моя история», где можно посмотреть в 3D на старинные храмы и древнейшие экспонаты. Взглянуть, как шла Невская битва — ее смоделировали как компьютерную игру. Или почитать книгу, на страницах которой будто по волшебству всплывают картинки и слова, рассказывающие, например, об истории советского кинематографа. И все это ради того, чтобы привлечь публику. Чем больше публики, тем выше заработок музея. Но есть у музеев и другой интерес: внимание непрофессионалов к искусству развивает и нас самих, и науку культурологию в целом. — Полезно выказывать и обсуждать свое собственное профанское мнение, — рассказал Алексей Бойко, искусствовед. — А главное, спрашивать его у людей и фиксировать их ответы. Я бы для этого даже разработал специальную программу по хранению и обработке таких мнений. Чтобы не утратить их — это большая потеря для культурологии. Ведь ее двигает вперед набор иногда случайных, но точных междометий.

Алексей Григорьевич рассказал историю о школьнице, которая смогла удивить именитых московских искусствоведов на одной из конференций. Впервые увидев картину Ивана Шишкина, она сказала: «Художник писал на рубеже веков». — Она просто прочитала дату, когда была написана картина, и сделала свой вывод, — говорит Алексей Бойко. — Но кто и когда из нас, умудренных опытом, думал о Шишкине как о художнике именно рубежа XIX — XX веков?

Согласен с пользой обывательского мнения и главный аналитик «Мосгортура» Михаил Гнедовский.

— Раньше мы всегда задавали себе вопрос: о чем рассказывают наши коллекции? Сегодня вопросы звучат иначе: к кому мы обращаемся, что говорим, почему это будет интересно нашим собеседникам? Раньше — это был монолог экскурсовода, который транслировал догматическое знание. Сегодня — это всегда диалог, общение, обмен мнениями, многообразие интерпретации, вопросы и ответы сторон. В результате мы научились видеть прошлое сквозь призму настоящего.

Впрочем, мнение, что музеи должны стать интересными для массового, а не элитарного зрителя, да еще и считаться со взглядами «профанов», — разделяют не все. Некоторые не согласны даже с тем, что в музее есть место современному искусству. — С некоторыми участниками из зала мы сошлись во мнении, что тюменский художник «комнатный» — он инертен, закрыт, нелогично скромен. Необходим процесс инициации, выталкивания таланта на поверхность. Для этого нужны регулярные процессы внутри музея — арт-резиденция, мастер-классы, — рассказывает автор проекта «Точка сборки» Дмитрий Зеленин. — В самом же музее не все просто — часть коллектива ассоциирует себя со жрецами, хранителями (без иронии). И с недоумением взирает на современное искусство, «чужеродное тело», рефлекторно пытается его отторгнуть. У Алисы Прудниковой, директора по региональному развитию «Росизо», непростая задача. Она практически в одиночку «топит лед» устоявшихся провинциальных привычек.

Но их в тюменских музеях все меньше — это отметили участники конференции. И если вы давно там не бывали, то сходите, многое вас удивит. Но главное, не стесняйтесь после поделиться своим мнением.

Фото Тюменского музейно-просветительского объединения

***
фото: На XXI конференции «Словцовские чтения».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта