X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Ищите среди них Ландау

В областной физико-математической школе в этом году состоится первый выпуск.

Так уж получается, что все дети, которые учатся в физмат-школе, — одаренные. Ведь поступают они по конкурсу. И не в первом, а в шестом классе, когда способности ребенка к математике проявляются уже достаточно хорошо.

О том, каким был первый набор в школу, вспоминает Анатолий Кугаевский, преподаватель математики, учитель высшей категории.

— В 2015 году, когда школа открывалась, у нас было три учителя математики — Владимир Неустроев, Гульсум Исхакова и я, — вспоминает Анатолий Анатольевич. — Каждому выделили свои параллели. Два шестых класса взяла Гульсум Акрамовна, еще один — Владимир Сергеевич, а мне дали седьмой и восьмой. В этом году тот первый набор, который я принимал, перешел в 11 класс.

Все ученики, которые приходили на конкурс в физико-математическую школу, были отличниками. С другими оценками и подавать документы не стоило. Но первая же контрольная работа показала, что уровень пятерки может быть разным. Ведь дети приехали из разных городов и районов области, из разных школ, с разным уровнем подготовки. И вдруг те, которые привыкли, что по математике у них только пятерки, получили тройки, а то и двойки. У детей — шок, они не понимали, что происходит. В гневе были и родители: «Как так? Ведь наш ребенок — самый лучший, самый крутой, и вдруг — двойка?» — И ладно бы «неуд» выставил, например, академик из Москвы, а то какой-то математик из провинции, даже из Тобольска, не из Тюмени. Так они называли меня, я же 25 лет проработал в тобольской гимназии Лицмана, — иронично улыбаясь, рассказывает Анатолий Анатольевич. — Потом уже разобрались. И отношения стали добрыми.

Анатолий Анатольевич считает, что, когда ребенок знает и умеет больше одноклассников, учителя невольно делают ему скидки на мелкие ошибки. Такая снисходительность может сыграть злую шутку. Недочеты накапливаются и со временем могут вылиться в проблему.

— Eсли хочешь расти, приходится смотреть правде в глаза, — говорит Анатолий Анатольевич. — Пришлось детям снова бороться за знания, добиваться, чтобы их стали называть лучшими. Для этого, конечно, потребовалось время.

Были в первом наборе и те, кто, не выдержав испытаний, ушел. Нагрузка в школе большая, особенно по математике и физике. В седьмом классе, например, по восемь уроков математики в неделю — три геометрии и пять алгебр. Плюс после обеда, когда в обычных школах дети уже свободны, ученики дополнительно занимаются по олимпиадной математике. Иногда приезжают и приглашенные преподаватели, которые специализируются на проведении в России математических олимпиад. В общем, чтобы подтверждать статус одаренных, надо трудиться.

Конечно, есть в этом марафоне паузы для отдыха, большие перерывы — по 25-45 минут, музыкальные, театральные переменки. Раньше даже скрипичные концерты устраивали между уроками.

Какими сейчас стали дети из первых наборов? Михаил Тутанов, например, в прошлом году стал абсолютным победителем по экономике на всероссийской олимпиаде и призером российской олимпиады по математике. Леонид Горбунов — абсолютный победитель российской олимпиады по геометрии. Он же и Иван Строгальщиков получили похвальные грамоты на всероссийской олимпиаде по математике, до призеров им не хватило одного балла. Сейчас Иван, Леонид и Алексей Белоножко учатся в «Сириусе» и находятся в верхней таблице результатов, двое — в группе профи, еще двое — в группах А и Б. Они входят в пятерки лучших юных математиков России.

Говорят, что математика — дело мужское. Но в классах есть и девочки. Хотя и немного. Настя Хоробрых и Света Рошиору недавно победили на южно-математическом турнире. Играли в премьер-лиге. Одну признали лучшим числовиком, а другую — лучшим геометром. Теперь Кугаевский мечтает, чтобы они попали в сборную России для девушек. Кстати, эта сборная впервые в этом году заняла первое место на европейском кубке по математике.

Кугаевский считает, что одаренность — это, прежде всего, саморазвитие. Уроки скоротечны, визиты выдающихся преподавателей тоже. Главная нагрузка — самостоятельная работа. Леня Горбунов, например, просто глотает книги по геометрии, в которых приводятся доказательства теорем, не изучаемых в школе. Эти теоремы помогают решить задачи более простым и быстрым способом. Например, на прошлой неделе старшеклассники вместе со своим преподавателем разбирали сложную олимпиадную задачу. Потеряли на нее три урока, составили систему уравнений с переменными в четвертой степени. И поняли, что надо искать другой путь. Кугаевский рассказал им о теореме Стюарта, ее нет в школьной программе. Применили — и для ответа хватило трех строчек.

Заниматься самообразованием, много читать приходится и учителям. Ученики в школе дотошные, могут в любой день позвонить и сказать: «Мы приготовили для вас интересные вопросы». Иногда ни одну книгу надо прочитать, чтобы найти интересное разъяснение темы. — Плеяда физиков и математиков в Тюмени растет хорошая, — считает Кугаевский. — Почти каждую неделю в школу приезжают преподаватели, в том числе из академии наук, читают лекции. Детям очень интересно. Они развиваются, растут прямо на глазах. Ими можно гордиться, они входят в когорту лучших олимпиадников России. У них блестящие перспективы. Толковых детей мы воспитываем. Это даже важнее, чем одаренных. Им многое по силам. Может, именно наши выпускники докажут теорему Ферма. А может, среди них уже сейчас есть те, кто станет не менее известен, чем Ландау.

***
фото: Задачки по математике в физмат-школе решают четвероклассники, возможно, ее будущие ученики.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта