X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Жить и петь на обочине жизни

В русском языке есть устойчивое выражение «обочина жизни». Это место без конкретного адреса, но оно всегда рядом с человеком.

Иногда — в центре города, в подземном переходе, виновато отводя глаза от других грустных глаз. От обочины вообще принято держаться подальше, пробегать быстрее и даже не смотреть. А ведь обычно люди не идут на окраину жизни сами, они себя там обнаруживают.

Не знаю, есть ли понятие «обочина жизни» в итальянском языке. Но именно на ней, кажется, очнулась героиня итальянского спектакля «Узелки — правила, как быть счастливо несчастливой». Eго показали в субботу на фестивале «Живые лица».

Актриса Джулия Филиппо вдруг выныривает из вороха выброшенных газет и старых вещей в обнимку с потрепанным аккордеоном. На сцене из декораций — только эти газеты и вещи.

Первое, что она делает, выставляет перед собой шляпу, как бы прося кинуть несколько монет у тех, кто еще едет по дороге жизни. А взамен героиня Джулии Филиппо готова рассказать свою историю. Точнее — спеть. Ведь дело происходит в Италии — как обойтись без песни? К тому же поет Джулия прекрасно. Очень скоро становится не важно, на каком языке. Eе голос без помощи микрофона легко заполняет зал «Космоса». И будь то итальянский или английский — зрители все равно слушают. Некоторые даже не выдерживают и робко хлопают посреди спектакля после очередной песни.

Хотя в «Узелках» есть и перевод, выполненный Людмилой Ванкевич. Субтитры проецируют на стену над головой Джулии. Из-за них все действие становится похожим на старое европейское кино. Что-нибудь из фильмографии Роберто Росселлини. Но его героиням даже в военном Риме полагается ходить с прическами и идеальными стрелками на веках, чтобы слезы в них смотрелись выразительнее. Героиня Джулии — растрепанная, грязная, радующаяся возможности умыться под дождем и найденному в мусоре шоколаду — вряд ли попала бы на кинопленку. Но актриса не боится быть некрасивой и смешной, а оттого выглядит еще более нежной и обаятельной.

Раскладывая найденную среди выброшенных вещей газету на манер пледа, она поет о звездах и о первом знакомстве с красавцем испанцем на пляже. Укладываясь на газету, смотрит в небо и рассказывает, как прекрасно влюбиться в 17 лет. Пить лимонад, гулять под липами, мечтать о будущем. которому не суждено сбыться. — Что случилось с тобой там, в Америке? — со злостью спрашивает героиня Джулии. — Ты умер? Тебя застрелили? Или ты потерял честь?

Что бы ни случилось с молодым любовником героини, он так и не узнал, что оставил ее беременной. После она споет о любимом ребенке, которого в послевоенные годы нечем было кормить. Ведь от голода у нее пропало молоко. И потому ребенка приходится оставить.

Она споет о до смешного жестоких докторах, не понимающих, каково это — оказаться выброшенной. О сумасшествии, депрессии, голоде и грязи. О беспризорных детях и бездомных людях по всему миру. — Как и у вас в России, — с грустной улыбкой скажет Джулия, не попадая в титры.

В общем, об обочине. Но песня Джулии — не жалобная и даже не слишком грустная. Героиня иронична и весела. Смеется над собой и, кажется, над жизнью. Возможно, с обочины жизнь действительно смотрится даже забавной. Иногда актриса спрашивает у зрителей: эй, а вы-то чего грустите? Это ведь не похороны. Улыбайтесь. Ну же! Вот так.

Ведь, как говорится: если ваша жизнь не кажется вам смешной, значит, вы не поняли шутки. «Я был твоим соседом» — в конце спектакля актриса достает одну из картонных табличек с надписью, сделанной шариковой ручкой. «Слишком страшная, чтобы быть проституткой, слишком глупая, чтобы воровать» — вытаскивает она еще одну. «Буду честным — это на пиво» — достает третью. Таких табличек — смешных, горьких и молящих о помощи — много. Как и людей, очнувшихся на обочине по совершенно разным причинам. Джулия раскладывает таблички и проходит по ним, как по мосту, говоря: с нашим огнем внутри мы можем строить и можем жить.

И просит: не бойтесь. Где бы вы себя ни обнаружили — вы все еще можете жить, можете строить… И можете петь. Совсем не грустные песни. .Джулия представляет театральную компанию «Itinera», которую организовали люди искусства, педагоги и социальные работники со всего мира. Они ездят по разным странам, показывают спектакли и проводят образовательные курсы. Они неоднократно выезжали в страны Латинской Америки, Уругвай, Eгипет, Колумбию, Косово и Россию. На фестивале «Живые лица» спектакль получил специальный приз «За художественное выражение социальной проблематики».

Фото из группы фестиваля «Живые лица»

***
фото: Ворох газет и старое тряпье – вот и все декорации;Зал чутко отзывается на происходящее на сцене;Джулия.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта