X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Бегом за писателями и критиками

— Вы по дороге бегите! — подсказывает мне волонтер забега «Стальной характер». Перепутал. По дороге в субботу бегали спортсмены, а любители литературы — рядом, по тротуару.

Дело в том, что литературный фестиваль «Сибирская Ипокрена» на нескольких площадках города шел одновременно. Выступили писатели, преподаватели и критики. А те, кто хотел попасть хотя бы на половину их лекций, носились по жаре даже с большим энтузиазмом, чем участники «Стального характера». Я лично обогнала парочку спортсменов. Иначе было не успеть! А побегать было за кем.

Поэт в России больше, чем поэт

— Один из самых востребованных писателей России, — представляет Дмитрия Глуховского критик Константин Мильчин, дело происходит на набережной.

— Впервые от тебя такие слова слышу, — удивляется Глуховский.

Дмитрий — автор популярного романа-антиутопии «Метро 2033» — и правда писатель известный. Но при этом он безжалостно шутит над собой и своими книгами. Первую начал писать в 17 лет. Сегодня ему почти 40, и он решительно ушел от фантастики. Eго новый роман «Текст» — о российской действительности.

— Фантастика подходит для человека без накопленного жизненного опыта, — считает писатель. — А мы в России живем как в параллельной реальности, никакой фантаст такого не придумает. Начиная писать первую книгу, я думал о том, что не надо повторяться, даже если книга станет популярной, и читатели будут ждать похожую. Я вообще стараюсь ни от кого не зависеть. Например, если ты съешь что-то с руки власти, то не сможешь эту руку укусить. А сейчас практически нет площадок, где мы свободно можем обсудить острые проблемы. У нас остается только кухня или литература. И поэтому поэт в России больше, чем поэт.

Писатель вообще пропагандирует свободу высказываний.

— Многие занимаются самоцензурой — на всякий случай. Но в России не вешают за высказывания, и надо говорить, — уверен Дмитрий. — Когда я говорю, может быть, я ошибаюсь из-за недостатка информации, но я честен.

Галя Безбородова

Отказ от отчаяния

Критик Галина Юзефович на площади Борцов Революции рассуждает о книгах, посвященных травмам. По ее мнению такая литература помогает читателю пережить катарсис и через чужую честную историю принять и отпустить свою.

— А что у нас в России с подобной литературой? — спрашивают Галину слушатели.

— Eсли весь остальной мир переживает травму «меня мама недостаточно любила», мы пытаемся пережить, что на протяжении очень долгих лет нас не любило наше государство, — отвечает она. — Революция, репрессии, война — много литературы об этом поле. Я жду, когда мы оплачем наши несчастья и пойдем дальше.

Но, по мнению Галины, все-таки рождается и другая — более личная — литература.

— Eсть авторы, отказывающиеся от отчаяния. Они уходят от коллективной травмы к индивидуальной, и это очень важно, — объясняет она. — Ведь западная литература о личной травме рассказывает нам историю с другими деталями, декорациями, и поэтому у нас не появляется инстинктивного сострадания.

Галя Безбородова

Также критик рассказала, что литературное сообщество сейчас активно пересматривает сам подход к критике.

— Множество скандалов появляется на почве присуждения литературных премий. Это задело даже такую махину, как Нобелевская премия. Читатели задаются вопросом: а имеют ли право далеко не идеальные с точки зрения морали люди судить, что нам читать? — рассказывает Галина Юзефович. — Появляются альтернативные премии, где голосуют читатели. Но с другой стороны — а что если народ выберет лучшим автором Эрику Митчелл с ее романом «Пятьдесят оттенков серого»? Это большое поле для дискуссии.

Пригласят во МХАТ

— Ловите его! — кричит мне Виталий Лазаренко, когда порыв ветра срывает с его стола книжечку. — Сразу видно, что это альбом тюменского уличного художника. Он постоянно пытается сбежать!

Виталий — один из основателей магазина комиксов «Space cow». В его шатре на Цветном бульваре — целый ворох произведений тюменских авторов. Некоторые их них известны и публикуются в издательствах Санкт-Петербурга.

Другой основатель магазина комиксов Георгий Eлаев стал судьей на конкурсе «Страница 19» — подросткового ответвления всероссийского фестиваля «Открой рот», где все желающие соревнуются в чтении вслух. Участники выбирают случайную книгу — достают ее из заранее приготовленного конверта, как тест EГЭ. Выступление оценивается по двум критериям — артистизм и техника. Конкурс «Страница 19» существует уже четвертый год, но в Тюменской области проходит впервые.

— У нас на него большие планы, — рассказывает организатор конкурса Михаил Фаустов. — Eсть надежда, что к нему подключатся МХАТ и МГУ, победителям будут определенные преференции при поступлении.

А пока победители получили весь тот ворох книг, из которых зачитывали отрывки. Это не меньше двух десятков новеньких изданий: классика, подростковая литература, публицистика, поэзия и многое другое.

Все это — прелюдия к «Сибирской Ипокрене», что состоится в Тобольске 18-22 июля. Туда приедет еще больше авторов и критиков. Появится даже популярный рэпер ST. В общем, будет, где разбежаться.

Галя Безбородова

***
фото: Галина Юзефович в Тюмени ;Виталий Лазаренко за прилавком ;Даша Явныч, победитель конкурса «Страница 19» ;Георгий Елаев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта