X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Новую жизнь пластику и человеку

Четвертая исправительная колония общего режима — одно из тех учреждений УФСИН России по Тюменской области, где надолго задерживаются предприниматели.

Не подумайте дурного. Они здесь работают. Например, Тюменский завод полимерных изделий занимает цеха ИК-4 уже около десятка лет. Развернул здесь производство по переработке полиэтилена и изготавливает из него новую продукцию. Предприятие дает работу осужденным и приносит прибыль колонии.

— У нас взаимовыгодный союз, — объясняет заместитель генерального директора завода Eкатерина Блинова. — Администрация заинтересована в том, чтобы направлять к нам добросовестных работников. В таком случае мы за короткий срок выполним больше заказов и, соответственно, принесем больше прибыли.

Предпринимателей в этой схеме привлекает в первую очередь доступность площадей — вольные организации, заключившие договор с исправительным учреждением, не платят за аренду. Компенсируют только затраты на коммунальные услуги, выделяют деньги на зарплату осужденным работникам и — в зависимости от собственной прибыли — перечисляют деньги учреждению, которые администрация направляет на нужды колонии.

Галя Безбородова

Срок может быть стажем

По словам заместителя начальника ИК-4 майора внутренней службы Александра Антипкина, который возглавляет местный Центр трудовой адаптации осужденных, сейчас на территории колонии общего режима работают пять сторонних организаций. Их удалось привлечь благодаря сотрудничеству пенитенциарной системы с Тюменской областной торгово-промышленной палатой и региональным отделением общественной организации «Опора России».

Вольные фирмы в цехах ИК-4 из полиэтилена и пластика производят сип-панели, выпускают ортопедические каркасы для кроватей. А на участке колонии-поселения еще и шьют рабочие перчатки. Трудоустроены в этих организациях более ста осужденных. — Заняты они, конечно, не высококвалифицированным трудом — задачи в основном выполняют простейшие, — рассказывает Александр Викторович. — Но зато организация гарантированно получает рабочую силу, а осужденный — заработную плату и трудовой стаж, что тоже немаловажно.

Галя Безбородова

Впрочем, осужденным еще приходится объяснять — что для них на самом деле важно. Они за стажем особо не гонятся. Спецконтингент в «четверке» специфический. Сюда отправляют тех, кто раньше уже был судим, поэтому дисциплина у многих — сами понимаете… А сроки небольшие — максимум шесть-семь лет.

— В основном же три-четыре года, — говорит Антипкин. — Только человека за это время чему-то научишь, а ему уже освобождаться.

В общем, текучки в колонии не избежать. Поэтому здесь наладили бригадный метод обучения: хорошо зарекомендовавший себя работник за несколько месяцев до освобождения берет в ученики новичка и помогает ему втянуться в работу.

Своя атмосфера

Руководство Тюменского завода полимерных изделий и давно работающие сотрудники привыкли к месту расположения своих цехов. А вот специалистов, которые вновь устраиваются на работу, приходится посвящать во все тонкости предстоящей им деятельности.

Мастер производства по переработке полиэтилена Ильнур Сакиров признается, что поначалу несколько сомневался, а сможет ли сработаться с новым — непростым, мягко говоря, — коллективом. — Но теперь могу сказать — везде люди. И на свободе встречаются лентяи, и в колонии есть трудолюбивые, — говорит мастер Сакиров.

Галя Безбородова

А я продолжаю допытываться: ну, ведь все равно есть какие-то особенности общения с осужденной бригадой? Признается: да, пришлось выучить несколько словечек и выражений на тюремном сленге, чтобы проще было найти общий язык. Сам употребляет их нечасто, зато, если осужденные, забывшись, перейдут на жаргон, поймет их.

Но как бы осужденные ни говорили, а дело свое делают. Те, кто уже не первый месяц работает в цехах завода, ловко управляются со станками. Производственная линия довольно длинная: отслужившие полиэтиленовые изделия забрасывают в большую «мясорубку», которая измельчает вторсырье. Получившуюся массу переплавляют, пропускают через стренговую головку: полиэтиленовую «лапшу» крошат на гранулы. Из них потом можно сделать много чего полезного. В соседнем цехе.

Галя Безбородова

Круговорот полиэтилена

— Мы сотрудничаем, среди прочего, с крупными тепличными хозяйствами, которые заказывают у нас пленку, изготовленную из переработанного вторсырья, — рассказывает Eкатерина Блинова. — Заказчики говорят, что по своим свойствам она точно такая же, как и первичный полиэтилен. Зато дешевле.

Галя Безбородова

У завода есть постоянные партнеры — фирмы, которые привозят отходы на переработку, и фирмы, которые пользуются полиэтиленом, получившим новую жизнь. Самым необычным заказом на памяти Eкатерины Блиновой был заказ от актеров — им потребовалась цветная пленка для декораций. А что касается поставщиков, то они чаще всего отдают на переработку бахилы, упаковку от мебели, одноразовую посуду, кучу всяких пакетиков… Отходы пятого безвредного класса.

— Стараемся работать с крупными заказами, но в прошлом году, который был Годом экологии, мы не отказывали и школам, которые собирали небольшие партии полиэтилена и передавали нам, — продолжает Eкатерина. — Также к нам периодически обращаются различные организации, занимающиеся раздельным сбором мусора. Это сейчас очень актуальная тема.

Галя Безбородова

* * *

Что касается исправительных колоний, то для них актуальной темой всегда будет оставаться работа. Любая. Она необходима, чтобы, во-первых, занять осужденных полезным делом. Во-вторых, чтобы дать им возможность получать зарплату и погашать из этих средств иски. И наперед, конечно, загадывают. Человек, который добросовестно трудился за решеткой, выйдя на свободу, скорее всего, сумеет честно обеспечить себя. Это как минимум.

А если задаться целью, то за несколько лет срока можно в идеале овладеть каким-нибудь ремеслом. Александр Антипкин не преминул завести нас и в цеха, где развернуто собственное производство колонии. Здесь делают все, что только можно, из дерева и металла. Шьют одежду. В больших теплицах выращивают овощи. В этом сезоне планируют засолить 13 тонн огурцов. Но это для нужд учреждений УФСИН. А вообще, мечтают, чтобы об их продукции узнало как можно больше людей.

— Вот делаем сейчас безвозмездно скамейку для одного из скверов, которые благоустраивают, — показывает Александр Викторович на остов скамьи, над которым только- только закончили работать осужденные. — Постарались сделать ее удобной и оригинальной. На деюсь, горожанам понравится. На ней будет небольшая табличка — что изготовлена в исправительной колонии N 4.

Везде люди. Везде свои мастера.

***
фото: В цеху по переработке вторсырья ;Ильнур Сакиров ;Полиэтиленовые гранулы ;Материал для переработки ;Александр Антипкин ;Работает стренговый гранулятор ;Трудовые лозунги актуальны в колонии во все времена.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта