X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Курская высота сержанта Панова

75 лет тому назад, 5 июля 1943 года, началось сражение, завершившееся коренным переломом в Великой Отечественной войне в пользу Красной армии.

«Идем на приступ — за Курский выступ!»

По плану германской операции «Цитадель» предполагалось нанести удар по сходящимся направлениям от Орла до Белгорода на Курск с целью окружения основных сил Центрального фронта генерала Рокоссовского и Воронежского фронта генерала Ватутина. Соответствующую директиву Гитлер подписал еще 15 апреля. Затем срок наступательной операции неоднократно переносился, поскольку Гитлер стремился максимально пополнять войска людьми и техникой, в том числе новыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд» и истребителями «ФоккеВульф-190».

Послевоенными усилиями советской пропаганды, культивировавшей тезис о германском танковом превосходстве, в массовом сознании нашего народа утвердился миф о массовом применении этих танков на Курской дуге. В действительности, в операции «Цитадель» приняли участие только 139 тяжелых танков «тигр», что составляло примерно 7,5% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении на Курск.

Окончательный срок начала «Цитадели» Гитлер установил — 5 июля. Двумя днями ранее он обратился к войскам: «.Мои солдаты! Наконец, вы имеете сейчас лучшие танки, чем они. Их кажущиеся неиссякаемыми людские ресурсы за два года войны так истрепаны, что они были вынуждены призвать самые молодые возраста и стариков. Их превосходит наша пехота, так же, как и раньше, всегда — наша артиллерия, наши танкисты, наши саперы, наша авиация. Колоссальный удар, который утром поразит советские войска, должен потрясти их до основания.»

«В лес противотанковых орудий»

В половине шестого утра 9-я армия генерала Моделя двинулась в наступление против войск Центрального фронта, обозначив главный удар — через поселки Ольховатку и Каширу на Курск: всего 75 км! Это было единственное направление, где по условиям местности можно было широко применять танки, включая 505-й тяжелый батальон майора Сована — 32 «тигра». Но Рокоссовский именно здесь и ожидал этот удар, поэтому усилил 13-ю армию генерала Пухова и расположил за ней свой резерв.

Дивизии, полки, батальоны докладывали Моделю: «Мы продвигаемся! С трудом, дорогой ценой. Но мы продвигаемся!» И еще один факт постоянно повторяли в своих донесениях все командиры: «Нигде противник не был застигнут врасплох. Нигде он не был неподготовленным. Совершенно очевидно, что нашей атаки ждали…»

Наиболее ожесточенные бои развернулись за высоту 257,0: эту гряду холмов перед Ольховаткой Модель считал ключом, открывающим дорогу на Курск. Высота неоднократно переходила из рук в руки.

«Тигры» Сована поползли в лес противотанковых орудий, в лабиринт противотанковых ловушек, сквозь стены артиллерийского огня, — живописует немецкий автор. — Первая наша волна захлебнулась. Вторая волна прокатилась вперед несколько сотен метров и также остановилась. Батальоны таяли, роты становились взводами. Это был беспощадный бой».

К вечеру 8 июля в 505-м тяжелом танковом батальоне в строю осталось три «тигра». Рокоссовский с облегчением доложил Сталину: «Противник, понеся огромные потери в непрерывных трехдневных боях и не достигнув успеха, значительно снизил свою активность.»

Утром 505-й тяжелый танковый батальон усилили 14 новыми «тиграми», и атаки противника возобновились. Но прорвать советскую оборону немцам так и не удалось. Среди тех, кто отбил немецкий танковый натиск в полосе Центрального фронта, был командир орудия 3-й батареи 729-го отдельного истребительного противотанкового артиллерийского дивизиона сержант Петр Яковлевич Панов.

Окончание следует.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта