X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Т-34: погоня за новорожденными

Фильм «Танки»*, вышедший на экраны в преддверии Дня Победы, — маленький шок и сложные чувства, которые весьма непросто разложить по полочкам. Ибо на основе реальных исторических событий снят лихой и по-своему веселый экшен, где вымысла так много, что даже иногда казалось: чересчур.

.И все же, сделав поистине мхатовскую паузу, я пусть робко, но проголосую за выбранный авторами жанр и за сюжет-приключение, предназначенный преимущественно для молодежной аудитории. Верный ход (ведь кто сейчас чаще остального люда ходит в кино?)

И пусть узнают мальчики-девочки, юноши-девушки, кем был Михаил Ильич Кошкин, так рано оставивший этот мир. Но он успел сделать главное в своей жизни — придумать, создать, сотворить лучший средний танк Великой Отечественной войны. Оружие победы, которое отметилось во всех главных сражениях на долгом пути до Берлина.

И пусть это лаконичные, беглые сведения — и о руководителе КБ на довоенном заводе, и о самом танке Т-34, но вот они воочию здесь, на экране. В своем почти невероятном рейде Харьков — Москва 1940 года (что было и полевыми испытаниями, и доставкой двух экспериментальных боевых машин к тем, облеченным в СССР высшей властью, кому предстояло оценить их и дать «добро», либо.)

Прототипы легендарного танка (в кадре их можно отличить только по номерам на башне — 1 и 2) тоже заявлены как исполнители главных ролей. Одушевленными они от этого не стали, но действие эти стальные махины, действительно, держат — продираясь через глухомань (пробег секретный, и больших дорог надо избегать маленькой колонне, где был поначалу еще грузовичок — пока его не взорвали), вытворяют свои извечные танковые трюки.

Но порадуюсь, что герои металла, огня и движения не заслоняют людей, эту крохотную экспедицию, отправившуюся к «Сталину». Кошкин, три водителя, лейтенант НКВД с завода («при любом происшествии останавливаю пробег, и назад — поняли?!»). Плюс милая девушка, спец по броне, которую решительно не брали, но она мышкой пробралась в кузов полуторки. Чтобы получить свою долю опасных приключений и тоже не раз ходить по лезвию ножа.

А кто же враги? Тут создатели фильма не поскупились. Eще на заводе некто фотографирует чертежи и готовит к взрыву баллон с кислородом, который везут среди прочего груза. Появится на экране и высокопоставленный сотрудник абвера, германской разведки, отдающий приказ: танки должны исчезнуть на пути к Москве. И пойдут по следам маленькой колонны диверсионные группы — сначала одна, потом другая.

Не слишком ли круто? А будет еще удивительная лесная разбойничья компания из деревушки-невидимки, куда советская власть и не добралась. Эти просто решили пограбить («по болотам шастают, не иначе воры. Тракторами гребут. Отымем, батя?»). И колоритный батя-атаман (актер Юрий Ицков) дает команду.

Вот на этом месте остановлюсь, потому что мой условный пробег приблизился к финишу. Фильм интересно придуман, снят легко и свободно, на драйве-кураже — которые, полагаю, были присущи и многим людям 40-х.

Лучшая роль фильма — это, разумеется, Кошкин в облике Андрея Мерзликина (актер очень похож внешне на своего героя на старой фотографии — ее покажут в финале картины, с недлинным текстом о главном конструкторе). Радуют взор красота и непосредственность восходящей звезды отечественного экрана Аглаи Тарасовой (та самая «мышка», инженер Лида Катаева). Неожиданно и впечатляюще трансформирует образ своего персонажа мало знакомый мне актер Антон Филипенко — из сурового «особиста», привыкшего подозревать и запрещать, в обаятельного и отважного парня, проламывающего все преграды, что выстроит лихая судьба.

.Но сейчас, через несколько дней после похода на фильм, позволю себе загадать желание. Чтобы рано или поздно кино на ином уровне, абсолютно приблизившись к исторической правде, воссоздало (скажем, в мини-сериале) удивительную биографию Михаила Кошкина. Солдата Первой мировой, потом красноармейца Гражданской войны. Трудно поверить, что в 20-е ему довелось даже руководить. кондитерской фабрикой. Но потянуло к инженерному делу, к технике, и в 30 лет он поступил в Ленинградский технологический институт. Не устроила выбранная специальность — поменял. И стал конструктором танков. И открыл свой талант.

Судьба не была к нему милостива — мартовский пробег 1940-го подорвал его здоровье. Пневмония. Пришлось удалить одно легкое. Но это не помогло. Михаил Ильич ушел из жизни осенью того же 1940 года.

Скажу еще раз, с искренним чувством, которое не успело остыть после фильма: он, Кошкин, успел со своими замечательными танками. Успел до большой войны. Вот та короткая мысль-эпитафия, которую, будь я сценаристом, вынес бы в титры.

*»Танки», Россия, 2017. Режиссер Ким Дружинин. Сценарий Андрея Назарова. В российском прокате с 26 апреля. 95 минут. 12+.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта