X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Узок круг этих братьев

Второй городской конкурс «Мужское певческое братство» прошел 4 марта при очень малом стечении народа.

Хотя зал школы искусств имени Знаменского и не мог вместить больше. Только жюри, родители юных певцов и педагоги. Да и певцов было не так много — один хор, пять вокальных ансамблей и солистов около десятка. Увы, не смог в этот раз принять участие хор кадетского училища.

Из-за общегородского карантина в школах конкурс пришлось перенести: вообще-то он планировался 17 февраля и должен был быть посвящен Дню защитника Отечества. Поэтому и репертуар оказался соответствующим — патриотическим. Мальчики пели о морях, кораблях и капитанах. И о войне. «Пули бояться — в атаку не бросаться. В атаку не бросаться — трусом стать.»

Конечно, если б знали, что придется петь накануне 8 Марта, а в зале будут сидеть мамы, руководители наверняка подобрали бы что-нибудь другое, понежнее; но так уж вышло. Мамы в слова старались не вслушиваться, наслаждались видом и звучанием. А также и папы. Пап в зале тоже было несколько: воскресенье, никто не на работе.

«Жаль, что наших мальчиков город не видит и не знает», — сказал один папа с досадой.

Ну не на площади же выступать, чтоб заметили? На площади зимой нельзя. У нас климат неподходящий.

Ладно, хоть родители сами вовремя заметили, что мальчики хорошо поют. И отдали их в музыкальную школу. В музыкальных школах есть опытные педагоги, они очень помогают. Не только отточить слух, натренировать голос и правильно пережить мутацию — но и преодолеть соблазны, которых в жизни современного городского ребенка слишком много. Продолжать петь тогда, когда товарищи играют в футбол, наиболее продвинутые товарищи ходят в «ФабЛаб» или кружок робототехники, а бабушка настаивает, что пора учить китайский язык, потому что это стратегически верно. И мальчик уходит из хора не потому, что ему не нравится петь, а потому, что не хватает времени.

Однако вырастить из мальчиков профессиональных певцов — такая задача перед хормейстерами детских коллективов вроде и не стоит. В большей степени, считает председатель жюри конкурса, руководитель хоровой капеллы Тюменской филармонии Альберт Мишин, речь идет о воспитании культурного человека.

Исторически хоровое пение было средством воспитания. Во времена Платона необразованным называли человека, не умеющего петь в хоре. И якобы Аристотель тоже обнаруживал связь между пением в хоре и моральными качествами личности. Глубоко верил в воспитательную силу хорового пения и Дмитрий Николаевич Велижанин, первый руководитель первого тюменского хора мальчиков: «За время моей творческой деятельности я не слышал, чтобы кто-то из участников хора имел приводы в милицию», — свидетельствовал он в своих «Записках хормейстера».

«В традиции хорового пения больше историчности, чем патриотизма», — говорит загадочную фразу Альберт Мишин. Я понимаю так: каждый из певцов есть участник истории, но история — это не давно завершенное и забытое прошлое, а живой, продолжающийся процесс.

Живой, хотя и мало изменившийся за века. Удивительным образом хоровое пение абсолютно не подверглось влиянию новых технологий. «Ну, разве что певцы теперь могут читать ноты не с листа, а с планшета», — пожимает плечами член жюри конкурса, педагог Андрей Кулаков. Но принципиально ничего не меняется, человеческий голос компьютерной настройке не поддается. «Вот инструмент, — Кулаков кивает на пианино, — у него внутри струны, тонкие и толстые. Тонкие дают высокий звук, толстые низкий. А голосовые связки одинаковой толщины! Но на то, как будет звучать голос, влияет множество факторов. Тепло на улице или холодно, дождь или ветер. Выпил ты чашку кофе или стакан воды. А психологический настрой? Вы видели сегодня: мальчик уверенно солировал в хоре, а потом вышел на сцену как вокалист и без поддержки товарищей зазвучал уже по-другому».

Историчность она и в репертуаре проявляется. Мальчики поют песни, которые знают и любят их родители. На конкурсе прозвучали «Ты слышишь, море» Зацепина, магомаевская «Синяя вечность», «Песня солдата» (из мультфильма «Каша из топора»), произведения других советских композиторов, а также русские и украинские народные песни. С одной стороны, это хорошо. С другой стороны, знакомый материал может сыграть с хормейстерами злую шутку: они порой допускают неточности. «А ноты-то никто не отменял», — говорят члены жюри. Они подмечают и другие ошибки: например, когда мальчишки поют «шин[э]ль» вместо «шин[е]ль» или путают слова в классических произведениях, исполняемых на латыни. Правда, мэтры оговариваются: ну это не к мальчикам претензия, это их так научили! Где-то концертмейстер загнал темп, и вокалист был вынужден с ним бороться. «Молодец, победил концертмейстера», — резюмируют члены жюри.

От аккомпанемента ведь тоже зависит успех певца! Поэтому дипломами отмечен и труд концертмейстеров (Яны Кирилович из ДШИ ТГИК, Альвины Данчук из школы имени Знаменского и Ксении Бочковой из школы «Этюд»). Хотя встречаются концертмейстеры-мужчины (и в воскресенье они поднимались на сцену), но, скорее, как исключение, не правило. Так что мужское певческое братство по факту оказалось и женским концертмейстерским.

Прозвучали и новые — или по крайней мере не слишком известные, — произведения. Хор мальчиков под руководством Станислава Кудрявцева из школы искусств при институте культуры исполнил фрагмент вокальной сюиты Сергея Сиротина на стихи Григория Остера «Вредные советы» (по смешкам в зале можно было понять, что кое-кто впервые слышит эти стихи; но, возможно, родителей забавляли ужимки юных певцов, старавшихся быть выразительными). Или вот Олег Рейнер из Боровской школы искусств спел песню на стихи вологодской поэтессы Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага». Альберт Мишин, мне показалось, был таким выбором тронут. Ведь он вологжанин.

Я бы, пожалуй, волновалась, исполняя произведения Валерия Серебренникова. Ведь сам Серебренников присутствовал в жюри! При том вокальный ансамбль «Соколята» пел «Походную» из оперы Серебренникова «Военная тайна», а в исполнении ансамбля «Орфей» прозвучала «Песня ветерана». Но Мишин и Кулаков не согласны со мной: и «Орфей», и «Соколята», говорят они, — опытнейшие коллективы, их участники на сцене давно и чувствуют себя уверенно. И вот результат: диплом лауреата первой степени и у «Орфея», и у «Соколят» (они в разных номинациях участвовали).

Также лауреатами I степени стали хор мальчиков ДШИ ТГИК, хоровой ансамбль мальчиков детского образцового коллектива «Сибирята» (ДШИ «Этюд») и вокальный ансамбль «Созвучие» из школы Знаменского. В «Созвучии» выходил на сцену, как мне кажется, самый маленький участник конкурса; я видела, каких усилий стоило руководителю Ольге Демидовой заправить ему рубашку в брюки так, чтобы она не выпрастывалась! Я немного боялась, что рубашка все-таки вылезет на сцене, но нет, обошлось. Хотя жюри (я спросила об этом) внешний вид не оценивали: «Вы же понимаете, у всех разные возможности». Главное, как человек поет. Тогда забываешь о том, как он выглядит.

Жюри мудро не стало вручать гран-при коллективам. Братство есть братство, ни к чему сеять обиды. А вот у вокалистов первый приз присужден Арсению Суганенко из школы искусств «Гармония». Он выступал предпоследним в почти пустом зале.

Я-то слышала, как он поет. А вам не повезло.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Номинация вокал (соло) шла почти в пустом зале;Выступает вокальный ансамбль «Орфей» (руководитель Светлана Василькович);«Не входить — идет конкурсное прослушивание!» (впрочем, и через щели все видно и слышно);Арсений Суганенко и концертмейстер Татьяна Хаметшина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта