X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Взыскать долги любой ценой

Городские жители бытовой комфорт покупают за деньги: платят за проезд в автобусе, потому что не хотят ходить пешком, за хлеб и молоко в магазине — потому что не держат корову и не сеют пшеницы. То же и с коммунальными благами: если не носишь ведра с водой от реки и не топишь в доме печь — будь добр, оплати счет по квитанции.

Депутат хочет обсудить.

Большинство из нас так и поступают, но ситуации бывают разные: забыл или не поспел вовремя, ездил в отпуск или, напротив, оказался в тяжелой жизненной ситуации.

Однако депутат Тюменской городской Думы и член постоянной комиссии по экономической политике и ЖКХ Мурат Тулебаев считает, что задержка оплаты — еще не повод коммунальным службам злоупотреблять властью.

По его словам, многие горожане жалуются, что с них безосновательно взыскивают задолженности по коммунальным платежам. Например, человек больше не собственник квартиры, но с него требуют: верни деньги. Бывает, даже дом давно снесли, но коммунальные службы все равно не отстают.

— Или, скажем, выкопал он во дворе колодец и не пользуется больше водоколонкой, но его обязывают за нее платить, — приводит еще пример Мурат Тулебаев. — И не просто звонят и настаивают, но взыскивают деньги через суд. Иной раз людям, в том числе и пожилым, приходится ногами обходить все инстанции месяц за месяцем, прежде чем они получают деньги обратно. Меня избрали жители Тюмени, и я считаю своим долгом разобраться в ситуации. Давно надо было все обсудить.

Конечно, тема непростая. Так что Мурат Кашаубаевич организовал в минувшую пятницу заседание круглого стола и пригласил все заинтересованные стороны: коммунальные службы, мировых судей, судебных приставов и даже представителей банков, которые списывают деньги со счетов должников — мнимых или реальных.

Берегите судий, судий берегите

Первой ответ держала Eкатерина Шаркова, директор по сбыту компании «Тюмень Водоканал». Она объяснила, что до 2015 года «Водоканал» редко выходил в суд, ограничиваясь звонками и письмами с требованием оплатить долги. Но «платежная дисциплина из года в год снижалась».

— Исполнительный лист, который мы получаем в мировом суде и с которым идем к судебным приставам и в банки — единственный действенный способ взыскать деньги, — заявила она. — Eжемесячно и в срок оплачивают всего 58 процентов населения. Eще 20 процентов тянут два-три месяца. И остальные — это те, кто платит раз в полгода, раз в год, и злостные неплательщики.

Все случаи необоснованных взысканий, озвученные Муратом Тулебаевым, Шаркова объяснила невозможностью своевременно получать информацию из госорганов, вроде Росреестра и миграционной службы.

— Откуда нам знать, купили вы жилье или продали. И тем более, выкопали ли вы колодец, — сказала она. — Только от собственника! Позвоните нам по номеру 540940 и скажите, например, что больше колонкой не пользуетесь. Мы решим вопрос.

Вот только Eкатерина Бессонова, представитель мировых судей Ленинского округа Тюмени, возразила: в ее практике нередки случаи, когда о тех же водоколонках граждане сообщали, и даже не один раз, но все равно числились должниками.

— Мировые судьи в прошлом году рассмотрели больше 60 тысяч дел, связанных с задержкой жилищнокоммунальных платежей, — рассказала она. — И я обозначу проблемы, которые мы видим по итогам этой работы. Во-первых, крупные коммунальные службы любят, так сказать, накапливать заявления и приносить одновременно по 500 штук. Все их нам необходимо обработать в течении пяти дней. А ведь на мировых судей ложатся не только дела этой категории! Нагрузка колоссальная, сотрудники вынуждены заниматься этими заявлениями после окончания рабочего дня и в выходные. Во-вторых, допускаются ошибки при составлении документов. Вплоть до орфографических — в именах и фамилиях должников. В-третьих, ресурсоснабжающие компании часто не предоставляют документов, подтверждающих обоснованность их претензий. Это как раз сведения о регистрации должников по месту жительства, документы, подтверждающие право собственности и т.д. Почему-то компании, желающие взыскать средства с должников, считают, что эту часть работы они могут переложить на нас. Что им самим достаточно представить только платежки. Вот и получаются ситуации, когда долг пытаются взыскать с того, кто выписался из квартиры раньше, чем задолженность вообще начала формироваться. Или с того, кто давно скончался. А бывает, один и тот же долг пытаются получить по три раза. И получают. Очевидно, что компании не выясняют всю необходимую для подачи заявления информацию. В итоге около половины заявлений можно считать немотивированными по тем или иным причинам.

Кому задавать вопросы?

После выступления представительницы мировых судей масштаб проблемы стал яснее. Алексей Данилин из Службы судебных приставов добавил только, что в прошлом году больше 34 тысяч исполнительных производств касались взысканий в пользу компаний, предоставляющих услуги ЖКХ. Но только 12 тысяч из них были фактически исполнены — взыскано около 216 миллионов из миллиарда.

— Мы, конечно, стремимся к лучшим результатам, проводим рейды, например, вместе с дорожной полицией, — объяснил Данилин. — Но проблемы возникают все равно. В исполнительном листе может не быть данных должника, и приходится его долго идентифицировать. Должники бывают грубы с приставами, которые к ним приходят. Даже агрессивны. Люди просто прячутся. Оплачивать не хотят. А есть неработающие, асоциальные личности, которым платить нечем.

Он также подчеркнул, что исполнительный лист — это вступившее в силу решение суда. И приставы не могут не взыскать деньги. Лучше, чтоб вопросы вроде «должен человек или нет» и «тот ли вообще человек должен» решались на более ранних этапах — до того, как судебный пристав постучится в дверь.

С Данилиным согласился и представляющий «Сбербанк» Александр Хазин, который объяснил: получив исполнительный документ, любой банк обязан списать собственные средства клиента, если они есть, — в противном случае последует штраф. А быть оштрафованным из-за чужой халатности ни один банк не хочет.

. Когда, согласно правилам круглого стола, пришло время горожан задавать вопросы экспертам, выяснилось, что Eкатерина Шаркова из «Водоканала» покинула зал. А представители электрокомпаний «Восток» и УК «Универсал» вовсе не приходили. А ведь большинство присутствующих хотели спросить о чем-то именно их.

В завершение встречи Мурат Тулебаев назвал получившееся обсуждение «злободневным». И сообщил, что по итогам выступлений экспертов будет составлена резолюция, с которой внимательно ознакомятся члены постоянной комиссии городской Думы по экономической политике и ЖКХ. Они-то еще получат возможность задать вопросы коммунальным службам. И смогут получить ответы.

***
фото: Некоторые управляющие компании вывешивают списки должников в подъездах, иногда это помогает.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта