X

  • 07 Май
  • 2024 года
  • № 48
  • 5547

Даже кофейник рифмой воспеть

Два раза в месяц — в первое и третье воскресенье — в литературно-краеведческом центре на улице Первомайской собираются юные прозаики и поэты, участники студии «Вере-шок».

Все дело в шляпах

Идея создания авторской студии «Верешок» прилетела к ее основателю и руководителю, поэтессе Антонине Марковой на крыльях Пегаса. Точнее, Пегасика — так в 1997 году назывался тюменский радио-конкурс юных поэтов. По условиям творческого состязания, его участникам надо было сочинить стихотворение про шляпу. И то, что получилось у начинающих поэтов, поразило жюри — там были и четверостишия о папиной шляпе, и опусы о шляпе, которую проели мыши, и гимн шляпе, на которую любят садиться пчелы и бабочки, и ироничные строфы о белой панамке братика.

Антонина Маркова позвонила на радио, взяла контакты талантливых авторов (тогда еще это не возбранялось) и пригласила их в библиотеку. Первой откликнулась Виолетта Изотова — победительница конкурса. За ней пришли еще шестеро ребят. Трое из них — еще дошкольники, которые и писать не умели — за них рифмованные мысли записывали родители, остальные — младшие школьники. Сама собой родилась идея литературного объединения, в котором молодые поэты могли бы общаться, постигать правила стихосложения, обмениваться опытом, учиться у старших товарищей. Название студии искали, что называется, всем миром — обложились словарями, листали их, листали. В толковом словаре Даля нашли слово «верешок» со значением — отломок, маленький кусочек, часть целого. И решили, что они будут маленькой частичкой Большой литературы.

Младшим школьникам интересней осваивать премудрости стихосложения через прикладные формы работы. Героев стихотворений, да и сами слова-рифмы здесь создают сами, как поется в известной песне — «из того, что было», используя карандаши, краски, пластилин.

— Для старшеклассников же самый актуальный вопрос: «А где нас опубликуют?», — рассказывает Антонина Маркова. — Но я им честно отвечаю: «Пока нигде». Над стихами, как над картиной, надо работать.

У верешковцев есть и свой опыт публикаций. Результаты творчества студии публикуются на страницах литературно-краеведческого альманаха «ЛИК», городских периодических изданий, в персональных книгах воспитанников студии.

Несколько лет авторская студия сотрудничает с газетой «Тюменские непоседы». В прошлом году, например, реализовали совместный со школами искусств проект под названием «Тюменские кофейники». Эта прозаичная бытовая утварь, как и шляпа, тоже может быть вдохновляющей — так родился цикл разных по стилю прозаических и поэтических произведений с иллюстрациями к ним. А в 2018 году, в год юбилея детских писателей Николая Носова, Михаила Драгунского, Сергея Михалкова, юным тюменцам предложили попробовать свои силы в коротких юмористических рассказах.

ФОТО ГАЛИ БЕЗБОРОДОВОЙ И ИЗ АРХИВА СТУДИИ

В круге света

Клуб «Верешок», созданный вначале как поэтическая студия, принимал под крыло своего Пегасика не только начинающих поэтов, но и прозаиков.

— К нам все чаще приходили ребята, которые не сочиняли стихов, но очень хотели общаться со своими пишущими сверстниками, — рассказывает Антонина Маркова. — Так мы познакомились со школьниками, которые пишут прозу, басни, сонеты, сказки. И наш поэтический клуб стал называться авторской студией.

В этом учебном году в авторскую студию «Верешок» записалось 18 человек. От них никто не требует ходить на все занятия, как в школу, график посещений — свободный. Более того, когда на занятия приходят не все по списку, дети радуются. Значит, каждому дадут слово, каждый почитает свои произведения, получит советы. При этом всех, кто записывается в «Верешок», готовят к тому, что их будут не только хвалить, но и критиковать. Творческому человеку, конечно, необходимо внимание, но сплошная похвала может пойти не на пользу.

— Юных авторов настраиваю на то, что к критике надо относиться спокойно, что критикуют не их, а — произведение, — рассказывает Антонина Маркова. — Показываю свои стихи, рассказываю об ошибках на собственном примере. Изучаем публикации в рубрике, которая когда-то была в журнале «Юность», в ней подробно, по косточкам разбирали разные примеры четверостиший.

Подростки, которые обычно противоречат всем и вся, учатся оценивать происходящее через призму творчества.

— Поэты мир не отторгают, — считает Антонина Маркова, — а пристально его рассматривают. Из любого события они стремятся сделать художественное произведение.

Каждый ли может сочинять стихи? Руководитель студии «Вере-шок» считает, что способность мыслить образами — безусловно, дар. Не каждый им владеет, но поэтический слух, как и музыкальный, можно развивать. Можно научиться тому, чтобы стихи не превращались в гармошку со строками разной величины, чтобы в них была своя музыка, кульминация, рифма.

— И каким бы ни был сюжет — он должен дарить надежду на лучшее, — уверена Антонина Маркова. — Поэзия призвана нести свет. В этом ее главная миссия. И этому мы стараемся научить наших верешковцев.

***
фото: На занятии в студии ;Антонина Маркова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта