X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Дома любимые и пугающие

Дом — слово, которое рождает множество ассоциаций.

Для кого-то это семейный очаг, для кого-то пустота и одиночество. Кто-то борется за сохранение старых домов, кто-то за их снос. У кого-то дома нет. А что представляете вы, произнося слово «дом»?

Свои ассоциации возникают и у людей искусства. Дома в их творчестве нередко самостоятельные персонажи — любимые или пугающие…

Город в подарок

Выставка Михаила Гардубея открылась в пятницу в Центральной городской библиотеке на улице Луначарского.

На картинах — старый город. «Монументальная, впечатляющая, звучащая не просто мелодией, а набатом», — так выставку описывают первые зрители. «Город, куда не водят туристов», — назвал ее сам художник.

Туристов туда, может быть, и не водят. Некуда — многие из домов, изображенных на картинах, теперь существуют разве что на архивных фотографиях, в воспоминаниях и на холстах. Но именно в этот город когда-то привел своих первых студентов художник и педагог Михаил Гардубей. На открытии выставки Ольга Трофимова, когда-то та самая студентка, вспомнила об этих пленэрах.

— С этого лета началась моя жизнь в городе — как художника, — говорит она.

Гардубей учит студентов не просто перерисовывать архитектуру. Он учит видеть живой город — просит представить, чем жили дома старого городища и их обитатели. Как выносили во двор самовар, чтобы вместе попить чаю. Как пели песни, ходили в гости, влюблялись и ссорились. Как из заколоченных теперь окон горел свет.

На картинах Гардубея город — фундаментальный, твердый, кажется, готовый простоять веками. На картинах Ольги Трофимовой город летящий, будто готовый вот- вот унестись с полотен. И все-таки это одно и то же место — несомненно, живое. И как минимум одного туриста Михаил Гардубей в него все-таки пригласил.

— Однажды мы с Рафаэлем Гольдбергом и французским славистом Рене Герра гуляли по старому городищу. Француз с восторгом трогал и гладил старинные доски и наличники, а после признался, что это был его лучший день, проведенный в Сибири, — рассказывает Михаил Михайлович.

Как знать, какая судьба ждет деревянную Тюмень? И не сбудутся ли самые мрачные прогнозы — деревянные дома останутся в количестве пары штук как памятники сибирскому барокко? Остальные же снесут в угоду современной архитектуре и представлениям о комфорте… Но, по крайней мере, мы можем рассчитывать, что живой старый город сохранится на полотнах художников.

А в качестве подарка Михаил Гардубей не только провел выставку, но и оставил новому галерейному залу в Центральной библиотеке свою картину.

Там, где тебя понимают

Заключительный концерт танцевально-образовательной лаборатории «Контекст» — на сцене «Космоса» в пятницу. Несколько десятков танцоров бесплатно учились у профессиональных хореографов, а после показали спектакль, состоящий из трех отдельных эскизов. Танцоры решили поговорить и потанцевать на тему понимания.

— В какой-то момент вместо того, чтобы объяснить свои чувства, мы решили промолчать. А после совсем не заметили, как разучились говорить на языке, который позволял нам понять друг друга, — говорит один из актеров.

За несколько дней молодым танцорам, для многих из которых это был первый выход на сцену, — удалось создать трогательные зарисовки. О любви, понимании и одиночестве. И о том, как важно делиться теплом друг с другом.

— Идея проекта возникла в моей голове спонтанно. Долгое время я занималась хореографией как постановщик. И вот однажды в определенной кафешке я заказала неопределенную чашку кофе и поймала себя на мысли — очень хочу танцевать! Но свободной площадки для этого нет, да и повода тоже — я же постановщик, а не танцор, — рассказывает Варвара Хлюстина. — И я подумала — а что, если я не одна такая? Что, если есть люди, которым тоже нужна площадка для творчества, где они могли бы танцевать сами или, напротив, попробовать себя в качестве постановщика, но у них нет для этого танцоров?

Так у Варвары появилась идея образовательного проекта для хореографов, чтобы дать им временный дом. С идеей она походила по нескольким инстанциям и все-таки смогла выиграть грант.

— Спасибо за доверие всем, кто пришел! Я не ожидала, что найду столько единомышленников, — говорит она под аплодисменты. — А сейчас, простите, но я все-таки пореву.

Сияйте ярко

Стивен Кинг в прошлом году вдохновил сразу нескольких режиссеров. Теперь премьеры по его произведениям сыплются одна за другой. Недавно в прокат вышел «Доктор сон» режиссера Майка Флэнегана — фильм по относительно новой книге писателя (2013 год). Это продолжение культового романа «Сияние».

Как мы помним, в «Сиянии» главным чудовищем оказался отель в горах, где остановилась семья Торренс. Новый фильм рассказывает о судьбе мальчика, пережившего ужасающие события в этом мистическом отеле. Главный герой — выросший Дэниел Торренс (Юэн Макгрегор), которому стукнуло 40 лет. У него необыкновенные силы, он называет их «сияние». В его случае это экстрасенсорные способности, однако, само по себе сияние — понятие широкое. Это талант, эмпатия, интуиция. Например, мужчина, который всегда возвращается домой с цветами, когда его жена хандрит, или мальчик, решающий контрольные, к ним не готовясь, — тоже сияют, просто не догадываются об этом.

Дэниел всю жизнь опасается существ, которые питаются сиянием и преследуют его. Поэтому он старается заглушить свое сияние алкоголем и стать как можно более незаметным. Но в одном с ним городе живет талантливая, сияющая девочка Абра (Кайли Керран). Однажды она узнает, что чудовища- вампиры охотятся и убивают сияющих детей, вытягивая их свет, и решается защитить жертв. Невольно она втягивает в это противостояние Дэниела.

Аллегория вышла очевидной. Темные существа очень уж напоминают энергетических вампиров и просто завистников, которые на многое готовы, чтобы приглушить чужое сияние. А также наши собственные страхи, переживания, тяжелые воспоминания.

Свой роман Стивен Кинг посвящает другу, музыканту Уоррену Зивону, который, будучи очень одаренным, долгое время не мог получить признания. Оттого много пил. И, в конце концов, когда слава его нашла — оказался смертельно болен. Но Стивен Кинг запомнил его веселым, уверенным в себе и в музыкальном таланте самого писателя — они играли в одной группе.

«Потянешь, — говорил мне Уоррен. — Держись самых простых аккордов и завывай поискреннее. Но самое главное — играй, как Кит Ричардс, — в посвящении вспоминает Стивен Кинг слова своего друга. — Мне никогда было не научиться играть, как Кит Ричардс, но я старался… Уоррен! Этот вой — для тебя, где бы ты сейчас ни был. Мне очень не хватает тебя, дружище».

Теперь многие песни Уоррена Зивона даже из ранних альбомов популярны и перепеты известными музыкантами. А его наследие отмечено несколькими премиями Грэмми. Eго сияние оставило свой след не только в душе писателя.

Возможно, из-за того, что роман Стивена Кинга получился очень личным, — режиссер Майк Флэнеган закрывает историю так, как это сделал писатель. С уважением к его задумке. В отличие от знаменитого Кубрика, снявшего культовое «Сияние» и страшно рассорившегося с Кингом, недовольным интерпретацией режиссера.

Так что, наконец, судьба мрачного отеля окончательно завершена — он сгорает дотла.

***
фото: На открытии выставки Михаила Гардубея. ;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта