X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Социология— наука о нас

Разговаривая по телефону в общественном месте, имейте в виду, что вас могут подслушать социологи. Потом еще вопросами завалят.

— Ну, я просто не мог пройти мимо, — признается депутат Тюменской городской Думы, а по совместительству доктор социологических наук Степан Киричук. — Привез жену в ателье, кажется, на улицу Мельникайте, а часть улицы перекопана. Из двора выходит женщина и говорит в трубку: «Ты пока не приезжай, мы тут ремонт дороги делаем. Вот закончим, и тогда я тебя обязательно приглашу!» Не удержался, подошел, спросил у нее: «Извините, вы откуда?» Ощущение такое, что она имеет к ремонту непосредственное отношение: может, из администрации или из подрядной организации. А женщина оказалась медсестрой второй областной больницы, разговаривала с сестрой из Eкатеринбурга. И вот это «мы» из уст горожанки произвело на меня большое впечатление. Она рассуждала о происходящем в городе не отстранен- но, а как полноправная хозяйка: да, сейчас у нее дома небольшой беспорядок, потому что идет ремонт. Но как только он закончится — будет еще лучше, чем прежде. И будет что показать гостям.

Изучением социологии Степан Киричук — инженер железнодорожного транспорта со стажем — занялся из практических соображений, когда его избрали председателем Калининского районного Совета народных депутатов.

— В технических науках нелегко, конечно, но одновременно и просто: если обладаешь необходимой степенью профессионализма, то успешно работаешь. Eсли нет, то нет. Взаимодействие с обществом здесь минимальное. А в госслужбе иначе. Я начал, например, задумываться: почему представители власти годами не могут что-то сделать, а приходят волонтеры и махом решают этот вопрос? Мне стало интересно, в чем заключается суть и сила самоуправления? Признаюсь, изначально я даже не понимал, что двигало людьми, которые меня выбрали председателем Калининского районного Совета народных депутатов. Могу вам рассказать тогдашнюю свою программу — она укладывается в одно предложение: «Я стану прилагать все усилия, знания и опыт для того, чтобы решения, принятые вами, были исполнены». То, что победил именно я, мне казалось случайностью.

— Социология бы с вами, пожалуй, не согласилась. Ведь то был выбор людей. А они наверняка знали, чем руководствуются.

— Вероятно. Но я-то на тот момент не знал, что такое социология. И только позже смог ответить на свой вопрос: меня выбрали, потому что уважали как работника железной дороги. И доверяли моему прошлому профессиональному опыту. Не хотелось разочаровать людей и на новой своей должности, поэтому и взялся за изучение неизвестной мне тогда науки.

— Помогает ли теория в практике?

— Безусловно. И наоборот тоже. Практика помогает переосмыслить теорию. Помню, как во время обучения в Нижней Саксонии в начале 90-х я до хрипоты спорил с тамошними преподавателями, которые уверяли, что у нас в стране сохраняется диктатура пролетариата: начальник сказал, подчиненный выполнил. Я доказывал, что коль меня выбрали сначала депутатом, потом председателем райсовета, горсовета, а затем и мэром, то у нас уже есть местное самоуправление. Они смеялись. А сейчас я и сам могу любому доказать, что в России… еще нет местного самоуправления. Eсть местное управление, которое стремится к местному самоуправлению. Собственно, к этой мысли меня привели люди, которых я считаю своими учителями. Среди них — Клара Григорьевна Барбакова (доктор философских наук по специальности «прикладная социология» — М.С.), которая по-матерински усмиряла мой пыл. В итоге главным тезисом моей докторской диссертации как раз стало: «От местного управления к самоуправлению». Считаю, мы на правильном пути и так или иначе придем к цели. Правда, «мы» в данном случае условность, потому что, возможно, лично я этого уже не застану. Но пока я есть, я буду продолжать изучать социологию.

— Можете привести пример, когда социология помогала решать реальные проблемы в городе?

— С 1994 года при администрации города была своя социологическая группа во главе с Владимиром Гришиным, который ныне возглавляет региональное отделение Всероссийского центра исследования общественного мнения. Группа занималась, главным образом, изучением положения дел в городском хозяйстве. И для меня стало большим откровением, что в 1996 году на первое место по недовольству вышел общественный транспорт. А мы-то делали упор на ЖКХ. В общем, пришлось пересмотреть маршруты, кинуть силы на обновление автобусного парка. И уже через три- четыре года эта проблема ушла на шестую позицию. Было время, когда граждане высказывали недовольство притоком в наш город жителей, так скажем, южных регионов. Тогда мы усилили работу, связанную с решением межнациональных вопросов. Я до сих пор дружен с председателями всех наших диаспор, которые, в свою очередь, дружны между собой. И граждане больше не высказывают недовольства, что наша Тюмень многонациональная. Наоборот, гордятся этим.

Примеров много. Вся наша жизнь — это, в некоторой степени, социология.

— Часто слышу, что, мол, социологические опросы, на основании которых формируют различные рейтинги, — необъективная штука. Многие говорят, что их никто ни о чем никогда не спрашивает.

— Не спрашивают — высказывайся сам. Сейчас для этого множество возможностей: СМИ, социальные сети… Рейтинги формируются не только на основании соцопросов, но складываются из многих других исследований общественного мнения.

— Не расслабляют ли рейтинги тех, кто назван в них лучшим?

— Я уверен, что нет. Наоборот, подстегивают к тому, чтобы соответствовать званию.

— Как отмечают День социолога?

— Ну, кто-то что-то напишет в газете, полагаю. Лично я в этот день буду участвовать в совещании на тему «Развитие городов». А вечером постараюсь успеть на встречу с главой нашего города и пожелаю ему в честь праздника, чтобы горожане всегда считали его надежным защитником и человеком, способным воплотить их чаянья в жизнь.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Степан Киричук.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта