X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Учитель и культура

Победителей городского конкурса «Учитель года» назовут 5 марта на торжественной церемонии закрытия.

Шестерке финалистов пока остается ждать вердикта жюри. Все, что могли, они уже сделали. Очень сложным, по мнению многих, было последнее испытание, которое в этом году назвали «Разговор с лидером образования». В роли лидера выступила Лидия Русакова, директор школы N 70. Она задала и тему дискуссии: «Современный учитель как человек культуры».

— Сейчас много говорят о технологиях и совершенно забывают о культуре, — считает Лидия Николаевна. — Но вне культуры общество не развивается. Важно было понять, есть ли сейчас в школах учителя, которых можно назвать «человек культуры». Определиться с тем, как совместить понятия «современный учитель» с понятием «человек культуры».

Сформулировать свою точку зрения на такую сложную тему непросто было даже финалистам. К тому же быть спокойными и рассудительными им мешало волнение. Все понимали, что цена каждого слова велика. На кону — победа в конкурсе. Но Лидия Русакова утверждает, что в целом разговором с финалистами она осталась довольна. Главное, что они говорили искренне. А если что-то и складывалось в их рассуждениях не гладко, то лишь потому, что были ограничены во времени, к тому же очень устали (в течение четырех конкурсных дней выкладывались с утра до вечера).

— Суть этого разговора даже не в самих рассуждениях, а в их последействии, — уверена Лидия Николаевна. — Каждый учитель должен стать человеком культуры. Тогда любая школа сделает шаг вперед.

По мнению Лидии Николаевны, главная беда многих современных учителей в том, что они мало читают. Само слово «читать» сейчас чаще стало употребляться не со словом книга, а в словосочетании «посты в интернете» или «переписку в соцсетях».

— Далеко не все читают хорошие умные книги, которые могли бы изменить, расширить мировоззрение, чтобы учителя и сами шагнули вперед в своем развитии и повели за собой детей, — говорит Русакова. — Дело не в количестве прочитанных книг, а в умении понимать прочитанное, транслировать его на уроке. Детей обмануть невозможно. Тех, кто далек от культуры, самообразования, чтения хороших книг, дети сторонятся, не слушают таких учителей. По поведению учеников сразу понятно, кто им интересен, а кто нет.

Герман Хайдуков, один из финалистов конкурса, учитель истории школы N 70, считает, что преподаватель обязан сделать так, чтобы урок для ребенка был не предметом в расписании, а событием. Чтобы 45 минут ребенок не отбывал как повинность, чтобы за это время он поймал для себя какой-то смысл, который станет для него шагом в развитии. В том самом становлении его как культурного человека.

— Само слово «культура» происходит от латинского «возделывать», — напоминает Герман Николаевич. — Не зря говорят — культурное растение. То есть то, что надо возделывать. В чистом поле на семи ветрах оно не вырастет. Соответственно, и культурный человек должен постоянно заниматься самообразованием.

Александр Тарасов

Культурный человек — человек интеллигентный. Такая характеристика не зависит от выбранной специальности. Она может быть связана и с гуманитарным направлением, и с рабочими профессиями, и с наукой, и с высокими технологиями. И если культурный человек это — стиль поведения, то человек культуры — носитель идей, культурных ценностей, накопленных человечеством.

Герман Николаевич уверен, что история — та самая наука, с помощью которой можно научить ребенка сравнивать, анализировать, проводить аналогии, понимать суть происходящих событий. В преподавании этой дисциплины важно понимать, каких целей мы пытаемся достичь? Использовать больше воспитательный элемент или образовательный? Готовить к тому, чтобы человек мог рассуждать, формировать свою точку зрения или лишь к тому, чтобы он хорошо сдал EГЭ?

— Задача учителя, на мой взгляд, воспитать культурного человека, чтобы он стал человеком культуры, а не просто ее потребителем, — уверен Герман Хайдуков. — И эта задача — не на год-другой, а на всю жизнь. Человек, думающий только о себе, — это печально.

***
фото: Герман Хайдуков ;Лидия Русакова ведет экскурсию по школе N70 для финалистов конкурса «Учитель года».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта