X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Когда приходит вдохновение

В конце недели больше всего хочется переключиться от дел рациональных, обязательных и практичных на те, что для души.

Я играть не умею, слушаю только

Авторская песня обладает особой магией. Какие бы мысли ни были у тебя в голове, как только на сцену выходит человек с гитарой — мир меняется. Уходят тревоги и заботы, малозначимыми становятся только что так волновавшие тебя проблемы. Негромкие гитарные аккорды влекут за собой, ты погружаешься в умиротворяющую глубину чувств, следуешь течению мыслей. Не удивительно, что у бардовской песни так много поклонников. Полные залы были и на выступлениях участников XV фестиваля «Зимний бардовский в Тюмени», который состоялся в ДИ «Пионер» 1517 февраля.

В этом году в программе как конкурсные показы, так и внеконкурсные. Например, в первый день фестиваля несколько часов со сцены звучали песни Булата Окуджавы. Это был не просто концерт, а театрализованное представление. От имени молодых и для молодых. Юноша и девушка как будто нашли на чердаке старого дома бабушкин дневник, книгу и кассеты с песнями Окуджавы. Перелистывая страницу за страницей они (а вместе с ними и зрители) узнавали все больше о творчестве Окуджавы, о написанных им стихах (их более 800) и песнях (больше 200). Из огромного творческого наследия поэта каждый исполнитель выбирал то, что ему по душе. «Божественной субботы хлебнули мы глоток» — так словами самого Булата Шалвовича можно было бы сказать об этом концерте. «Неспешный пир души» был в каждой песне. Исполнители подходили к интерпретации текстов бережно, рассказывая словами Окуджавы свою личную историю. Хотя, как пели Ольга и Вячеслав Козловы, действительно «все известно, нельзя ли чего поновей?» Но исполнители искали не новизны вообще, а своего личного прочтения. Как говорил Окуджава: «Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет». И так хотелось, чтобы эта душевная, мудрая музыка не кончалась.

Диалог продолжается

Для тех, кто в выходные дни планировал не только отдохнуть, но еще и напитать себя новой информацией, было множество лекториев на разные темы. Например, в кофейне «М» в воскресенье состоялась дебютная лекция проекта «РУПОР». Наталья Соколова, директор библиотеки института культуры, организатор фестиваля документального кино «Кинза», рассказала о взаимосвязи театра и кино. Большинство зрителей, да и сами артисты, часто говорят, что это совершенно разные жанры. Но это — сейчас. А до 1927 года ни один показ кинофильма не проходил без актера — чтеца и толкователя титров. Потом кинематограф резко вырвался вперед, и эту иллюзию реальности стали называть смертью для театра. Правда, предсказания не сбылись: ни то ни другое искусство не умерло, они взаимно обогатили друг друга. В кино, которое раньше было набором коротких, близких к реальности историй, пришла режиссура, а в театральных постановках стали использовать приемы оптических иллюзий и монтажа, характерные для кинематографии. — Почему, например, Джеймс Кэмерон снял своего «Аватара» в формате 3D? — задала слушателям вопрос на засыпку Наталья Соколова. — Возможно, он хотел разбить ту непреодолимую стену, которая в кино, в отличие от театра, разъединяет актера и зрителя.

Диалог этих двух видов искусства и спустя почти сто лет все еще продолжается.

Денис Моргунов

По какому он идет пути, организаторы лектория «РУПОР» планируют рассказать в следующих тематических встречах. Об истории и современных тенденциях в развитии театрального искусства можно узнать и на заседаниях киноклуба, который ведет Наталья Соколова в музее имени Словцова.

Чувствовать силу гармонии

В воскресенье в филармонии состоялся третий концерт абонементного цикла «Пушкинские вечера». Заслуженный артист России Даниил Спиваковский и ансамбль русских народных инструментов «Русская рапсодия» обратились к «Маленьким трагедиям» Пушкина. Организаторы музыкальнолитературного вечера раскрыли новые возможности русских народных инструментов, показали, как много музыкального в пушкинских текстах. Кто бы мог подумать, что на гуслях или домре можно так виртуоз но исполнять солнечного Моцарта? А аккордеон так выразительно и мощно передает трагизм «Реквиема»?

Следуя только за сюжетом, мы часто пропускаем мимо ушей то, что, по словам Пушкина, «ясно как простая гамма». Поэтический рассказ о Фаусте, Моцарте и Сальери, Дон Жуане в сопровождении ансамбля русских народных инструментов приобретал совершенно новое звучание. В аранжировках, написанных специально для этого проекта, даже темпераментные испанские мелодии удивительно напоминали русские. И было очень красиво. И оркестр не был только аккомпаниатором к литературной части спектакля — они составляли единое целое, хотя Даниил Спиваковский и играл в нем первую скрипку. После отрывков из поэмы «Каменный гость» в зале повисла тишина, будто ладони у зрителей и правда окаменели. И только потом зал взорвался аплодисментами и долго не отпускал артистов со сцены.

***
фото: В «Пионере» – бардовский фестиваль ;Даниил Спиваковский.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта