X

  • 26 Апрель
  • 2024 года
  • № 45
  • 5544

Верный себе Веронезе

Кошка играет с косточкой ягненка, собака невозмутимо взирает на это. Важные господа, сидящие за столами, оживленно беседуют.

Слуги суетятся вокруг застолья. Перед зрителем — эскиз картины «Пир в доме Левия». На полотне итальянского художника эпохи позднего Возрождения Паоло Веронезе эпизод шумного великосветского раута XVI века.

Но что за тринадцать странно одетых фигур замечает ваш взгляд среди пирующих? Это не пышный шестнадцатый век. А скорее начало первого тысячелетия. И тюменский зритель, увидев полотно в музейном комплексе имени Словцова, должен догадаться: перед ним один из главных евангельских сюжетов — последняя трапеза спасителя и апостолов, а не шумная пирушка. Кстати, перед нами даже не набросок- эскиз к картине Веронезе, а копия эскиза. Eе автор неизвестен.

Предыстория. При пожаре в венецианском монастыре Санти-Джованни-э-Паоло была уничтожена картина Тициана «Тайная вечеря». Поскольку 80-летний Тициан отказался воссоздавать полотно, работу поручили одному из плеяды художников республики — Паоло Веронезе, уже прославившемуся масштабными полотнами различного рода празднеств. Веронезе как творческий человек увлекся изображением деталей, которых не могло быть при тайном ужине Спасителя, и вдобавок впихнул в этот евангельский эпизод аж 45 героев.

Это придало динамики сюжету — художнику показалось скудным присутствие на 12-метровом полотне всего лишь 13 персон. К тому же, как утверждают сплетники, эта картина сделала художника чуть богаче. Якобы Веронезе вписал в нее, конечно же, не безвозмездно, местную знать. Вельможам уж очень хотелось запечатлеть свою персону на шедевре по сходной цене, да еще и оказавшись в компании со Спасителем.

Нетрудно представить удивление благонравной комиссии, принимавшей работу. Церковники были поражены. Кто все эти люди, спрашивали они у Веронезе. Ведь персонажи одеты по последней моде второй половины XVI века. На тайное действо это застолье никак не похоже. В Eвангелии же сказано, что Христос с учениками секретно собрались на крайне скромную трапезу.

Заказчик не оценил широты замысла, и Веронезе попал на допрос в инквизицию. Поняв, что легко не отделаться, Паоло сослался на то, что художники, как поэты и умалишенные, создавая шедевр, находятся немного не в себе. В ответ получил указание исправить работу в течение трех месяцев. За свой счет.

Последнее очень огорчило творца. Как исправить полотно и не поругаться с вельможами, давшими деньги? Находчивость и тут его не подвела. Он переименовал картину. Так «Тайная вечеря» стала «Пиром в доме Левия».

При всей истории, смахивающей больше на авантюру, картина наполнена множеством символов. Композиция вписана в арку, что является одним из любимых приемов художников Возрождения при изображении религиозных сюжетов. Открывающееся перед нами зрелище напоминает театральную постановку со сценой, главными героями и актерами второго плана. В центре — на фоне голубого неба, символизирующего собой духовную чистоту, изображена фигура Христа. Апостолы исполняют уготованные для них художником роли. Так Петр раскладывает по тарелкам ягненка. Иоанн внимательно слушает своего учителя. А Иуду Веронезе усадил по другую сторону стола. Eго внимание отвлек слуга-негритенок, который указывает на собаку, наблюдающую за кошкой. В те времена образ кошки использовался в культуре для обозначения измены и обмана. Тогда как собака была воплощением верности. Таким образом автор обозначил, что измена уже близка, но предоставляет Иуде возможность изменить свое решение.

Веронезе не стремился соблюсти все каноны сюжета. Он обыграл его по-своему. В отличие от Леонардо да Винчи он переместил сцену тайной вечери в реальный мир из пространства и безвременья. Оставаясь преданным себе, изобразил настоящий званый ужин.

К сожалению, ничего не могу рассказать о безвестном копиисте, а может быть — об одном из учеников Веронезе. Предлагаю читателю сочинить эту часть истории самостоятельно.

***
фото: Многие картины мастеров Возрождения копировались художниками XVIII-XIX веков, не стала исключением и «Пир в доме Левия», копию эскиза которой можно увидеть в музейном комплексе имени Словцова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта