X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Страна раскрашенных заборов

Однажды в день рождения Иосифа Бродского на улочке Санкт-Петербурга на обычной стене появился его портрет. Но завхоз местной школы распорядился портрет закрасить. Тогда- то и начался настоящий стрит-арт.

«Замазан классик, будто высечен, как в 63-м прокурором. Страной поэтов некий выскочка посмел назвать страну заборов», — эта самая известная надпись, что появилась на месте портрета Бродского. Но было и множество других, их тоже пытались закрасить. В конце концов, ночью кто-то вывел изображение классика на стену с помощью проектора.

Но если бы в этой истории не появился завхоз, то портрет остался бы просто портретом. Теперь же стена стала местом для диалога. То есть стрит-арта. Как утверждают уличные художники, стрит-арт — это в первую очередь разговор с городом. Не просто рисунок, а попытка поделиться тем, что волнует.

Очень скоро 22 художника «разбомбят» стены нашего города под эгидой фестиваля «Морфология улиц». Мне удалось поговорить с некоторыми из них о хорошем и плохом стрит-арте и о том, как им пришло в голову начать рисовать на стенах.

Сто абстракций по всему миру

Художник Антон, известный как Арт Абстрактов, приедет к нам из Самары. В родном городе он известен — устраивает фестивали и много лет занимается стрит-артом. Eго работы — экспрессивный взрыв красок на серых городских стенах. Антон с начальных классов рисовал на обложках учебников и тетрадей. Правда, по рисованию имел твердую тройку. Потому что никогда не рисовал то, что задавали. Вместо этого приносил рисунки роботов, монстров и придуманных им самим персонажей и трепал нервы своему учителю. В общем, уже в то время проявлял творческую самостоятельность. Позже это вылилось в увлечение граффити. Антон гулял с ребятами, что создавали трафареты и наносили их на стены. Но быстро понял, что это скучно. Тогда он подумал: а почему бы не рисовать на стенах то, что действительно тебе нравится?

— Когда я начал рисовать первые абстракции — сюрреалистичных персонажей, похожих на советскую анимацию, я не понимал, что это стрит-арт. В то время мне это казалось настоящим открытием. Тогда не было возможности сидеть в интернете и знать, что происходит в мире, — рассказывает Антон. — Но когда появился фильм «Выход через сувенирную лавку» Бенкси, я узнал, что такое стрит-арт и что я занимаюсь именно им.

Антон рисует экспрессивную и эмоциональную абстракцию. Использует в работах около 15 цветов и уж точно весь радужный спектр. На его взгляд, такие работы могут создать людям хорошее настроение и воскресить старые обшарпанные стены. Так что это в какой-то степени городское благоустройство.

Eще художник занимается городским концептуализмом. Пишет надписи на стенах о социальных проблемах или юморе. Антон делает надписи только на русском языке. Даже в США, в Майями, он сделал надпись на русском.

— На «Морфологии улиц» я хотел бы сделать абстрактную работу. Вообще хочу сделать около ста работ в разных частях света. После, возможно, создам гид по ним, расскажу историю каждой и укажу точку, где ее найти, — рассказывает Антон. — У меня уже завершающая часть, я уже близок к сотне. А вторую работу на фестивале я бы сделал с концептуальным текстом, чтобы люди задумывались над ней и, возможно, радовались.

На мой вопрос, может ли стрит-артом считаться фестивальный рисунок, одобренный администрацией, Антон говорит:

— Марта Купер, известный американский стрит-арт-фотограф, считает, что настоящий стрит-арт — только нелегальный. Все остальное правильнее называть паблик-артом. Дело в том, что сотрудничество с администрацией, конечно, накладывает свой отпечаток. Меньше шансов получить одобрение на реализацию всех своих идей. Больше шансов, что очень скоро твой рисунок коммунальщикам прикажут закрасить. К тому же за вас выбирают место — а место арта очень важно для художника. Хотелось бы, чтобы люди его видели. С другой стороны, официальный паблик-арт можно создавать кропотливо, несколько дней. Спокойно и размеренно, никто тебя не прогонит.

По словам художника, «Морфология улиц» предоставила достаточную свободу участникам. Так что мы можем рассчитывать на появление по-настоящему интересных работ.

Стрит-арт и внутренняя гармония

Художник Никита Ходак приедет к нам из Москвы. После окончания университета (знаменитой Плехановки) он понял — быть экономистом-математиком ему не хочется. В 2015-м, через год после выпускного, сделал свой первый огромный рисунок на фасаде здания. Хотя увлечение стрит-артом началось для него значительно раньше.

— В 2006 году я нарисовал первые граффити. Факт того, что мою работу увидят сотни людей, дал мне уверенность, что я отдам этому делу всю свою жизнь, — рассказывает Никита. — Главный вопрос, который стоял передо мной, — что мне теперь сказать миру? Мне нравились яркость граффити, громадные масштабы и скорость их создания. Уличное искусство неожиданно и общедоступно — и это очень важно для меня. Но сейчас я понимаю себя лучше, чем десять лет назад. Я знаю, как сильно мне важны концепт и идея. Главная тема, которая волнует меня, — куда приведет нас стремительное развитие технологий? Технологический прогресс является для меня одновременно источником вдохновения и страха. Виртуальное все больше влияет на реальное, и никто не знает, к чему это приведет.

При этом художник сам использует технологические инструменты. Моушн-дизайн, AR или машинное обучение. У него нет академического художественного образования, но при этом он всегда старается придать своим работам максимум художественной выразительности.

— Я часто использую насыщенные цвета, пытаясь при этом сымитировать яркость RGB-экранов, — говорит художник. — Мне нравится, как выглядит современная типографика и размышления на тему футуристических интерфейсов, поэтому я часто использую и эти образы. Для каждой из своих работ выбираю волнующую меня тему. Пытаюсь раскрыть ее с помощью символов, изображений, текста. Те приемы, которые я использую, позволяют загадать зрителю некую загадку — визуальный ребус. Ответ на него всегда останется сугубо личным для каждого, даже для меня.

По мнению художника, хороший стрит-арт всегда неожиданный и честный. Плохой — это фастфуд. При этом создавать хороший можно и на официальных площадках. А плохой может появляться и как свободное творчество под покровом ночи.

— Хуже, когда художник перестает слушать себя и начинает слушать других, — говорит Никита. — Будь то общественное мнение, тренды, злободневные темы или заказчики и чиновники. Можно прислушиваться к людям, но важно иметь собственное мнение и быть личностью. Нельзя терять внутреннюю гармонию.

Три художника из Тюмени

Отбор на «Морфологию улиц» прошли и несколько наших земляков. Среди них художник под псевдонимом Мансур Злодеев, художницы Александра Мельникова и Лина Кремова из команды «Морс». Все они молодые, но уже опытные.

У Александры Мельниковой «в заложниках» в конторе пароходства находится ее персональная выставка. Дело в том, что открылась она в апреле, а сразу после объявили режим самоизоляции. Теперь посмотреть выставку мы сможем только после разрешения правительства посещать музеи. Александра — мастерица на все руки и использует в творчестве все доступные инструменты: не только рисует на стенах и холстах, но и снимает видео, записывает звуки, создает инсталляции. В этом году в Санкт-Петербурге должна открыться выставка регионального искусства «Не Москва» — и видеоработа Александры окажется там.

— Баллончиком на стенах я начала рисовать, пока была в деревне. Назвала это село-арт. Но мне понравилось, — рассказывает Александра. — Я рисую импровизации. Сначала, конечно, делаю набросок в тетради. Но в целом выражаю свои чувства и эмоции здесь и сейчас.

Лина Кремова в основном занимается классической живописью маслом, поскольку по образованию она художник. Стрит-арт для нее хобби, которое пришло в жизнь вместе со знакомством с другими уличными художниками. По мнению Лины, хороший стрит- арт должен вызывать эмоции, и у художника должны быть отличные навыки. Секрет своей будущей работы на «Морфологии улиц» она не выдает, но обещает, что будет интересно.

— Первое, что я помню, мне дали листок и цветные карандаши, до стола я не дотягивался, пришлось рисовать лежа на ковре, так как на полу не разрешили, потому что холодно. Поэтому получилось только проткнуть листок карандашами, — вспоминает свой первый арт Мансур Злодеев. — С тех пор я возненавидел цветные карандаши и пообещал себе научиться рисовать.

И научился! Теперь Мансур даже разрабатывает дизайнерский мерч. Говорит, что не любит политический стрит-арт и вообще против погони за лайками и репостами. А нравятся ему работы, в которых чувствуется присутствие людей, которые стоят за рисунками.

Что выйдет у наших художников, узнаем совсем скоро. Открытие «Морфологии улиц» состоится 26 июля. Там же мы познакомимся с командами художников из других городов нашей страны.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Работы Никиты Ходака и Арт Абстрактова.;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта